Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 87]

87 национального характера) и религиозно обновленной национальной идеи; духовно-религиозных корней искусства; соотношения «инстинкта» и «духа» в правосознании, духовности в общении; причин духовного кризиса культуры XX в.
С позиций сегодняшнего дня такой подход к осмыслению насущных проблем русской культуры представляет интерес.
Ведь трудно не согласиться с утверждением о том, что духовность и нравственность понятия, существующие,
имея свое предназначение и смысл, как в религиозном ценностном поле, так и вне религии.
Весь ход исторического и культурного развития России показывает противоречивую картину, когда христианство давало возможность личности,
не имеющей веры в Бога, обратиться, принять или отвергнуть те основы духовности и нравственности, которые сформировала предыдущая культура, основанная на религии.
В этой связи закономерна обращенность современных исследователей к этой проблеме, которая не только раскрывают особенности исторического развития культурных традиций, но и формулирует новые вопросы современной культуры.
В работе Л.М.
Митрохина, рассматривающего глубинные связи религии и культуры, отмечается, что православие определяло общую матрицу русской культуры, то содержательное поле, в котором взаимодействовали все ее компоненты.1
Принимая данный тезис, считаем, что концепция русской культуры И.А.
Ильина позволяет сопоставить основные ценностные религиозные ориентиры для христианской культуры и культуры, находящейся вне религии.

Описывая пути развития христианской культуры, он целенаправленно соединяет ее с проблемой современного
ему духовного кризиса и пишет о том, как сложна судьба пародов, утрачивающих свою исконную веру, так как они впадают в безверие, безбожие, отрекаются от своей старой драгоценный культуры и не создают никакой новой.
О будущем русской культуры
И.А.
Ильин пишет, надеясь на то, что религиозная культу ра в силах творчески преобразить доселе созданное на основе преображения духа.
При этом он подчеркивает, что светская культура
нс погибнет в процессе обновления, а «преобразится в 1 Митрохин Л.М.
Религия и культура (философские очерки).
М., 2000.
С.
225.
[стр. 60]

60 то самостоятельным, как другие составляющие человека (тело и душа), является некой потенцией души, се целью и результатом собственного внутреннего мира посредством обращения к высшему трансцендентному принципу Богу.
Феномен духовности в построении Ильина основополагающ при формулировании концепции русской культуры, обосновании се направлений (вечных основ духовности бытия; духовного мировоззрения и духовности русского национального характера) и религиозно обновленной национальной идеи; духовно-религиозных корней искусства; соотношения "инстинкта" и "духа" в правосознании, духовности в общении; причин духовного кризиса культуры XX в.
С позиций сегодняшнего дня такой подход к осмыслению насущных проблем русской культуры представляет интерес.
Ведь трудно не согласиться с утверждением о том, что духовность и нравственность понятия, существующие
как в религиозном ценностном поле, так и вне религии, имея свое предназначение и смысл.
Весь ход исторического и культурного развития России показывает противоречивую картину, когда христианство давало возможность личности,
нс имеющей веры в Бога, обратиться, принять или отвергнуть те основы духовности и нравственности, которые сформировала предыдущая культура, основанная на религии.
В этой связи закономерна обращенность современных исследователей к этой проблеме, которая не только раскрывают особенности исторического развития культурных традиций, но и формулирует новые вопросы современной культуры.
В работе Л.М.
Митрохина, рассматривающего глубинные связи религии и культуры, отмечается, что православие определяло общую матрицу русской культуры, то содержательное поле, в котором взаимодействовали все ее компоненты
[213, с.225].
Принимая данный тезис, считаем, что концепция русской культуры
Ильина позволяет сопоставить основные ценностные религиозные ориентиры для христианской культуры и культуры, находящейся вне религии.


[стр.,61]

61 Характеристики современной русской культуры содержат в себе выступающие в качестве идеала, положительные ориентиры многих понятий христианской культуры, перечисленных Ильиным, таких как патриотизм, любовь к детям, семья, любовь, добро, честь, способность принести в себя жертву ради блага других.
Несмотря на активное расцерковление общества на протяжении почти целого столетия, культура России, по мнению многих мыслителей, оставалась и остается христианской.
По определению Ильина, "пассивное безверие" способно долгое время держаться на сокровенном дыхании Божественного начала, которое, войдя в человеческую душу, ведет ее в русле не замечаемой, не культивируемой, но живоносной традиции.
Об этом свидетельствует весь ход исторического развития России: "Веры уже нет, но уклад души, созданный, воспитанный и облагороженный христианской верою тысячелетий живет и делает свое дело" [131, т.
1, с.
357].
Описывая пути развития христианской культуры, он целенаправленно соединяет ее с проблемой современного
духовного кризиса и пишет о том, что сложна судьба народов, утрачивающих свою исконную веру, так как они впадают в безверие, безбожие, отрекаются от своей старой, драгоценный культуры и не создают никакой новой.
О будущем русской культуры
Ильин пишет, надеясь на то, что религиозная культура в силах творчески преобразить доселе созданное на основе преображения духа.
При этом он подчеркивает, что светская культура
не погибнет в процессе обновления, а "преобразится в направлении духовности, в свободном созерцании, в духе любви, в душе органической, искренней формы, в воле к объективному совершенству".
Здесь важно отмстить, что, по убеждению Ильина, современная секуляризованная и нехристианская культура, включая науку, право, искусство, национальное движение, не подлежат осуждению или отвержению, "...но они подлежат творческому пересмотру и обновлению в духе христианском" [ 131, т.
1, с.
318 330].
Немаловажной является и другая мысль Ильина, которую тезисно можно представить следующим образом: вне русской культуры русский че

[Back]