Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 89]

89 культура и государство, особо выделяя культуру.
Выделяя две слабости христианской интеллигенции, реставрация старины и индивидуализация личного религиозного пути, он отмечал, что для «отрешенного, погруженного в собственный мир строя души не возникает проблем национальной культуры, да и культуры вообще».
Как и
И.А.
Ильин, Г.ГТ.
Федотов не мыслил восстановление России без возвращения ее к христианству, построенному на основе ее душевнодуховного мира: «При всякой иной даже христианской, но не православной религии — это будет уже не Россия»1, писал он.
Тема религиозно-нравственного основания культуры России, пронизывая все работы
И.А.
Ильина, фокусируется в конкретной точке.
Для него вся история человечества представляет собой единый и великий поиск христианской культуры.
Таким образом, в размышлениях религиозных философов о сущности культуры теоретическим обоснованием служили идеалы и образцы культуры церковной, имевшей в России богатую историю и значительное влияние.
Необходимо отметить, что критика европейской культуры никогда не была у русских мыслителей, включая И.А.
Ильина, проявлением негативного отношения к ее содержанию или отчужденности.
Она всегда была лишь средством, способом уяснения своеобразия русской культуры.

И.А.
Ильин демонстрирует традиционное для русской философии ценностное восприятие культуры России, осуществляемое на уровне особого мироощущения, глубокой связи с ее духовными традициями, идущими из глубины веков.

Использование приема, позволяющего образно различать родную культуру от культуры иной
(не противопоставляющий, а сравнивающий и различающий), наблюдается в концепции И.А.
Ильина.
В ней особое внимание уделяется сравнительному анализу проблемы своеобразия культуры России, ее особенностей, «не-европейскости».
Из всего из этого, считает он, выросло глубокое различие между западной и восточно-русской культурой.

Рассматривая проблему христианской культуры и выделяя русскую 1 Федотов Г.ГТ.
Судьба и грехи России.
Париж, 1991.
С.
173.
[стр. 64]

64 риоды истории, которые сложно подвергнуть анализу и прийти к каким-то однозначным выводам.
Это одна из проблем культуры, которая рассматривается Ильиным в контексте анализа основных вопросов нравственной философии: "Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силой и мечом?", "Допустимо ли убиение человека человеком?” ("Основное нравственное противоречие войны", "О сопротивлении злу силою").
В ответе на поставленные вопросы он проводит свое нравственно-философское исследование и делает практические выводы по конкретным периодам русской истории и культуры, противопоставляя ложным основам, заблуждениям и предрассудкам русской интеллигенции возрожденную религиозную и государственную мудрость и силу восточного православия.
В части определения путей будущего возрождения России идеи Ильина близки по смыслу и содержанию взглядам Г.П.
Федотова, считавшего Россию третьим культурным материком между Европой и Азией.
Если Ильин полагал, что духовная культура России возродится через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности, то Федотов писал о триедином участии в процессе национального возрождения: церковь, культура и государство, особо выделяя культуру.
Выделяя две слабости христианской интеллигенции: реставрация старины и индивидуализаци личного религиозного пути, он отмечал, что для "отрешенного, погруженного в собственный мир строя души не возникает проблем национальной культуры, да и культуры вообще".
Как и
Ильин, Федотов нс мыслил восстановление России без возвращения ее к христианству, построенному на основе ее душевно-духовного мира: "При всякой иной даже христианской, но не православной религии это будет уже не Россия", писал он [346 с.
173].
Тема религиозно-нравственного основания культуры России, пронизывая все работы
Ильина, фокусируется в конкретной точке.
В сущности, для Ильина, проводящего четкую грань в определении культуры вообще и культуры Запада и Востока, культура или религиозна, или вне

[стр.,65]

65 религиозна.
Для него вся история человечества представляет собой единый и великий поиск христианской культуры.
Таким образом, в размышлениях религиозных философов о сущности культуры теоретическим обоснованием служили идеалы и образцы культуры церковной, имевшей в России богатую историю и значительное влияние.
Необходимо отметить, что критика европейской культуры никогда не была у русских мыслителей, включая И.А.Ильина, проявлением негативного отношения к ее содержанию или отчужденности.
Она всегда была лишь средством, способом уяснения своеобразия русской культуры.

Концепция Ильина похожа на философскую модель отношений между нациями и их культурами Н.Данилевского, в которой на первый план выступали противоречивость и несовместимость национальных интересов.
Так же в рассуждениях Ильина прослеживается влияние идей Данилевского о самодостаточности и самобытности культурно-исторических типов.
Противопоставляя идее универсализма европейской культуры учение о естественном многообразии различных культурных типов, ученый доказал ее несостоятельность и разрушил представление о европейской культуре как образце для подражания.
Н.Я.Данилевский считал неправомерным обосновывать задачу синтеза Запада и России и вести речь только о всемирно-историческом призвании русского народа.
В его построениях речь идет не столько о миссии России, сколько о признании в ней особого исторического потенциала развития.
В соответствии с его теорией, идея единой линии развития человеческой культуры невозможна.
[85, с.
115 116].
Взгляды Ильина в данном утверждении перекликаются с концепцией Н.Я.Данилевского, считавшего, что самобытные черты славянского характера обусловлены силой характера русского человека, строящего свою культуру на близости к природе, на основе сердца и разума, церкви, государства.
Также во взглядах Данилевского на культуру Запада есть некоторые положения, являющиеся отправными точками в выводах Ильина в выделении им трех основополагающих различий между западной и восточноевропейской культурой.
Во-первых, запад

[стр.,66]

66 пая Европа не знает России, потому что ей чужд и "труден" русский язык; во-вторых, не знает Россию потому, что ей чужда русская православная религиозность; в-третьих, Европе "чуждо славянско-русское созерцание мира, природы, и человека.
Западноевропейское человечество движется волею и рассудком.
Русский человек живет, прежде всего, сердцем и воображением, и лишь потом волею и умом [131, т.
2.
кн.
1, с.
63].
Таким образом, существенный компонент в концепции Ильина традиционное для русской философской культуры рассмотрение дихотономии "Россия-Запад".
У него эта черта особенно ярко проявляется в рассмотрении проблемы национального самосознания, где происходит своеобразное деление на "свое" и "чужое", на "своих" и "чужих", что не раз давало повод некоторым исследователями трактовать его взгляды как проявление крайнего национализма.
На наш взгляд, здесь Ильин демонстрирует традиционное для русской философии ценностное восприятие культуры России, осуществляемое на уровне особого мироощущения, глубокой связи с ее духовными традициями, идущими из глубины веков.
Такое вполне объяснимое противопоставление по мнению исследователей, пронизывает культуру и является одним из главных концептов великого массового, народного национального мироощущения.
Принцип "свои" и "чужие", по мнению Ю.С.Степанова, разделяет не только роды и кланы более архаичных обществ, но и "свой народ" от "нс своего, другого, чужого" [324, с.
127-143].
Использование приема, позволяющего образно различать родную, культуру от культуры иной
(нс противопоставляющий, а сравнивающий и различающий), наблюдается в концепции И.Л.
Ильина.
В ней особое внимание уделяется сравнительному анализу проблемы своеобразия культуры России, "ее особенностей, "не-европейскости".
Из всего из этого, считает он, выросло глубокое различие между западной и восточно-русской культурой.

Необходимо отметить, что обозначенный выше тезис Ильина об особом местонахождении русской культуры в мировом пространстве противоречит одному из важных положений русской идеи В.С.
Соловьева, пола

[Back]