Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 90]

90 православную культуру как особое явление, И.А.
Ильин расходится с В.С.
Соловьевым, считавшим, что разделение народности на Запад и Восток «противоречит всеединяющим нравственным началам христианства, а также истинному назначению самих христианских народов, которые призваны к всестороннему осуществлению богочеловеческого единства, а не к разделению человечества».
Но
И.А.
Ильин демонстрирует свое понимание взаимопроникаемости культур, он убежден в том, что тысячелетиями история России создавалась людьми христианской веры, слагалась, крепла и развертывала свою культуру именно в христианстве и в акте православия, и этот процесс не был изолированным и автономным.
Об этом, по мнению
И.А.
Ильина, свидетельствует сама история.
Если
В.С.
Соловьев утверждает возможность реального сочетания двух культур, то
И.А.
Ильин, отмечая самодостаточность русской культуры, настаивает на ее открытости и готовности перенимать, но только
не духовную культуру Запада.
Философ подчеркивает, что русский народ, как и другие, не перенимают чужую культуру, слепо ей подражая, а модифицирует и творчески преобразовывает то, что показалось ему важным.
Таким образом, в культурологических взглядах
И.А.
Ильина необходимо отметить доминирование принципа самодостаточности русской культуры,
построенной на ценностях православия.
Довольно убедительно и последовательно его реализация прослеживается в лучших работах
И.А.
Ильина «Аксиомы религиозного опыта», «Основы христианской культуры», «О России», «О русской культуре» др.
Здесь он близок с русскими религиозными философами, отстаивавшими идею несхожести России и Запада, самобытности русского культурно-исторического процесса, с одной стороны, и преобладания в западной культуре рационализма — с другой, отсутствия цельности мировосприятия и самосознания
(И.В.
Киреевский); особого духа христианства, соборности (А.С.
Хомяков); неприемлемос ти православием религиозных традиций Запад, «юридическая конструкция отношений между Богом и людьми», «проблемы предопределения и согласования благодати со свободой» (Л.П.
Карсавин).
[стр. 67]

67 гавшего, что России необходимо отречься от претензии на преднамеренную и искусственную самобытность.
По его убеждению, христианская культура может быть создана на основе органичного соединения положительных элементов духовной культуры Востока и Запада.
В качестве примера он приводит реформы Петра Великого, доказавшего способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур.
В статье "Русская идея" Соловьев, не принимая отождествления христианства лишь с православной религией, задается вопросом: почему же Россия, по многим вопросам принимая европейскую цивилизацию, упорно отбрасывала ее по другим, более важным? "Чтобы разрешить этот вопрос, писал он, ...
мы ищем ответа в вечных вопросах об истинах религии" [314, с.
220-291].
Рассматривая проблему христианской культуры и выделяя русскую православную культуру как особое явление, Ильин расходится с Соловьевым, считавшим, что разделение народности на Запад и Восток "противоречит всеединяющим нравственным началам христианства, а также истинному назначению самих христианских народов, которые призваны к всестороннему осуществлению богочеловеческого единства, а не к разделению человечества".
Но
Ильин демонстрирует свое понимание взаимопроникаемости культур, он убежден в том, что тысячелетиями история России создавалась людьми христианской веры, слагалась, крепла и развертывала свою культуру именно в христианстве и в акте православия, и этот процесс не был изолированным и автономным.
Об этом, по мнению
Ильина, свидетельствует сама история.
Если
Соловьев утверждает возможность реального сочетания двух культур, то Ильин, отмечая самодостаточность русской культуры, настаивает на ее открытости и готовности перенимать, но только нс духовную культуру Запада.
Философ подчеркивает, что русский народ, как и другие, не перенимают чужую культуру, слепо ей подражая, а модифицирует и творчески преобразовывает то, что показалось ему важным.
Таким образом, в культурологических взглядах
Ильина необходимо отметить доминирование принципа самодостаточности русской культуры,

[стр.,68]

68 построенной на ценностях православия.
Довольно убедительно и последовательно его реализация прослеживается в лучших работах
Ильина "Аксиомы религиозного опыта", "Основы христианской культуры", "О России", "О русской культуре" др.
Здесь он близок с русскими религиозными философами, отстаивавшими идею несхожести России и Запада, самобытности русского культурно-исторического процесса, с одной стороны, и преобладания в западной культуре рационализма с другой, отсутствия цельности мировосприятия и самосознания
(И.Б.
Киреевский); особого духа христианства, соборности (А.С.
Хомяков); неприемлемости православием религиозных традиций Запад ("юридическая конструкция отношений между Богом и людьми", "проблемы предопределения и согласования благодати со свободой" (Л.П.
Карсавин).

Необходимо отметить, что Ильина, равно как и для других исследователей духовной культуры русского народа, при изучении исторических аспектов проблемы, прежде всего, интересовало то, как складывался нравственный кодекс русского человека в его вере, быте, культуре.
По убеждению философа, именно своеобразием истории, культуры, национального характера определяется как бы "от-стояние" России в ряду других стран, ее духовный опыт и ее путь.
И.А.Ильин делает свои выводы о духовной самобытной культуре русского народа, об особом национализме, о подобающем "культурном самостоянии" как залоге величия (по определению Пушкина), которое формировалось благодаря творческому, духовному служению народа Богу, его причастности к историческому.
Выводы Ильина относительно влияния западной традиции на русскую культуру категоричны и выражаются в двух смысловых направлениях "творить свое" и творить "посвоему", а значит-русское, по-русски" [131, т.
2, кн.
2, с.
425].
Ильин явно не разделял мечту Достоевского о всемирном, всечеловеческом единении народов, в котором русский народ имеет свое предназначение (внести примирение в европейские противоречия, указать исход европейской тоске в своей душе).
Достоевский видел душу русского народа

[стр.,73]

73 Этой убежденности Ильина отвечает мысль Э.В.
Соколова, считающего, что холодным умом, не торжествуя и не раскаиваясь вместе с народом, познать свою культуру невозможно.
Обозначенный критерий как нельзя точно соответствует подходу Ильина в рассмотрении проблем русской культуры.
Обозначенный Соколовым тезис о том, что познание общечеловеческих ценностей и оснований культуры начинается с усвоения и осмысления культуры "изнутри", через личную судьбу, судьбу близких людей, исторической судьбы народа, национальных героев, гениев, мы находим во взглядах Ильина [310, с.
246].
В заключение необходимо отметить, что фундаментальность выводов Ильина основывается на глубоком осмыслении проблемы национальной самоидентификации русского народа в своей культуре.
Таким образом, в культурологических взглядах
Ильина необходимо отметить доминирование принципа самодостаточности русской культуры, построенной на ценностях православия.
В концепции Ильина не отрицается понятие общечеловеческой культуры, тем не менее, всякая подлинная культура для него, прежде всего, национальна и почвенна, иначе говоря, имеет свое неповторимое лицо.
Являясь представителем христианско-ценностного подхода к культуре, Ильин в оценке любой культуры использовал такой критерий как внутренняя сопричастность Божественному.
Поэтому жизнеспособной он считает только внутренне-религиозную культуру.
Такой подход, с одной стороны не позволяет рассматривать ее основные концепты вне христианской традиции, с другой стороны дает возможность сопоставлять се основополагающие идеи с особенностями и принципами формирования современной культуры России, ее важных проблем (преодоление духовного кризиса, особенности процесса секуляризации, формирование "нового" религиозного сознания, проблема национальной идентичности, актуализация русской идеи).

[Back]