91 Необходимо отметить, что И.А. Ильина, равно как и для других исследователей духовной культуры русского народа, при изучении исторических аспектов проблемы, прежде всего, интересовало то, как складывался нравственный кодекс русского человека в его вере, быте, культуре. По убеждению философа, именно своеобразием истории, культуры, национального характера определяется как бы «отстояние» России в ряду других стран, се духовный опыт и ее путь. И.А. Ильин делает свои выводы о духовной самобытной культуре русского народа, об особом национализме, о подобающем «культурном самостоянии» как залоге величия (по определению А.С. Пушкина), которое формировалось благодаря творческому, духовному служению народа Богу, его причастности к историческому. Выводы Ильина относительно влияния западной традиции на русскую культуру категоричны и выражаются в двух смысловых направлениях «творить свое» и творить «по-своему», а значит «русское», «по-русски».1 Важное место в концепции И.А. Ильина занимает проблема осмысления культуры изнутри: на основе сердечного созерцания и чувственного осмысления мира. Понятие «созерцание», введенное в философию Платоном, нашло развитие в определении «сердечного созерцания» И.А. Ильина, которое употреблялось им почти в каждой работе, обозначая способ постижения истины в различных областях жизни человека. В познании оно может возвыситься до «интеллектуального видения», которым жил Платон, в этике и политике проявляется в целеполагании и действии, в способности видеть вдаль, вширь, вглубь. В искусстве способно привести человека к символическихудожественному видению, а в сфере права и правоведения пробудить в человека живую интуицию правосознания.2 В связи с тем что «сердечное созерцание» является основной «творческой компонентой» в концепции культуры И.А. Ильина, рассмотрим понятие более подробно. В его понимании «метод созерцания» является тем способом познания, когда сознание человека непосредственно, нс опираясь на логическое мышление, 1 Ильин И.А. Путь к очевидности// Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. М., 1993. С. 425. 2 Ильин И.А. Наши задачи // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. М., 1993. С. 544. |
68 построенной на ценностях православия. Довольно убедительно и последовательно его реализация прослеживается в лучших работах Ильина "Аксиомы религиозного опыта", "Основы христианской культуры", "О России", "О русской культуре" др. Здесь он близок с русскими религиозными философами, отстаивавшими идею несхожести России и Запада, самобытности русского культурно-исторического процесса, с одной стороны, и преобладания в западной культуре рационализма с другой, отсутствия цельности мировосприятия и самосознания (И.Б. Киреевский); особого духа христианства, соборности (А.С. Хомяков); неприемлемости православием религиозных традиций Запад ("юридическая конструкция отношений между Богом и людьми", "проблемы предопределения и согласования благодати со свободой" (Л.П. Карсавин). Необходимо отметить, что Ильина, равно как и для других исследователей духовной культуры русского народа, при изучении исторических аспектов проблемы, прежде всего, интересовало то, как складывался нравственный кодекс русского человека в его вере, быте, культуре. По убеждению философа, именно своеобразием истории, культуры, национального характера определяется как бы "от-стояние" России в ряду других стран, ее духовный опыт и ее путь. И.А.Ильин делает свои выводы о духовной самобытной культуре русского народа, об особом национализме, о подобающем "культурном самостоянии" как залоге величия (по определению Пушкина), которое формировалось благодаря творческому, духовному служению народа Богу, его причастности к историческому. Выводы Ильина относительно влияния западной традиции на русскую культуру категоричны и выражаются в двух смысловых направлениях "творить свое" и творить "посвоему", а значит-русское, по-русски" [131, т. 2, кн. 2, с. 425]. Ильин явно не разделял мечту Достоевского о всемирном, всечеловеческом единении народов, в котором русский народ имеет свое предназначение (внести примирение в европейские противоречия, указать исход европейской тоске в своей душе). Достоевский видел душу русского народа 70 Важное место в культурологической концепции Ильина занимает проблема осмысления культуры изнутри: на основе сердечного созерцания и чувственного осмысления мира. Понятие "созерцание", введенное в философию Платоном, нашло развитие в определении "сердечного созерцания" И.А.Ильина, которое употреблялось им почти в каждой работе, обозначая способ постижения истины в различных областях жизни человека. В познании может возвыситься до "интеллектуального видения", которым жил Платон, в этике и политике в целеполагании и действии, в способности видеть вдаль, вширь, вглубь. В искусстве привести человека к символически-художественному видению, а в сфере права и правоведения пробудить в человека живую интуицию правосознания" [131, т. 3, кн. 1, с. 544]. В связи с тем, что "сердечное созерцание" является основной "творческой компонентой" в концепции культуры И.А.Ильина, рассмотрим понятие более подробно. В его понимании "метод созерцания" является тем способом познания, когда сознание человека непосредственно, не опираясь на логическое мышление, "схватывает" всю внутреннюю целостность явления, его суть и образ, которые невозможно выразить другими понятиями. Созерцание для Ильина является своеобразным "прозреваиием" в явлении конкретности Бога и духовного бытия, поэтому этот процесс может осуществляться путем непосредственного соприкосновения души, внутреннего мира человека с тайной, с сущностью явления или бытия целиком, полностью. Понятия "созерцания" по Ильину можно просмотреть в сравнительной характеристике близких по смыслу слов. Созерцать значит тоже самое, что "смотреть" или "рассматривать", но в трактовке философа это духовное рассмотрение, способное очищать. Также, в качестве другого понятия может выступать наблюдение, но наблюдение, которое способно "вчувствоваться" в самую сущность вещей. Процесс воображения также характеризует состояние "созерцания", но воображение должно быть интен |