Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 92]

92 «схватывает» всю внутреннюю целостность явления, его суть и образ, которые невозможно выразить другими понятиями.
Созерцание для И.Л.

Ильина является своеобразным «прозреванием» в явлении конкретности Бога и духовного бытия, поэтому этот процесс может осуществляться путем непосредственного соприкосновения души, внутреннего мира человека с тайной, с сущностью явления или бытия целиком, полностью.
Понятия «созерцания» по
И.А.
Ильину можно просмотреть в сравнительной характеристике близких по смыслу слов.
Созерцать значит тоже самое, что «смотреть» или «рассматривать», но в 'трактовке философа это духовное рассмотрение, способное очищать.
Также, в качестве другого понятия может выступать наблюдение, но наблюдение, которое способно «вчувствоваться» в самую сущность вещей.

11роцесс воображения также характеризует состояние «созерцания», но воображение должно быть интенциональным, призванным вжива ться в образы и объективный состав каждого предмета.
В данной трактовке дальнейшее
единое восприятие понятий «сердечности» и «созерцания» в философии И.А.
Ильина вполне закономерно.
Определение сердца центром нравственной жизни человека, совпадающим с совестью и являющимся «хранилищем ее» имеет глубокую историю, включающую в себя основания миросозерцания исихазма.

Если сравнивать теоретические подходы И.А.
Ильина с исследованиями и интерпретациями русской культуры, выполненными в различное время, то во взглядах на культурно-историческое развитие России он близок с концепцией русского ученого Д.К.
Зеленина, рассматривавшего исторический процесс как смену стадий, следы которого сохраняются как реликты в духовной культуре народа и языке (у
И.А.
Ильина константы).1 В методологическом обосновании И.А.
Ильиным такого явления как «духовность» мы находим общие теоретические положения, сформулированные современным исследователем А.В.
Юдиным.
Он, рассматривая духовность на показательных пластах религиозной и культурной
1 Зеленин Д.К.
Статьи по духовной культуре.
1901-1913.
М., 1994.
С.
17.
[стр. 70]

70 Важное место в культурологической концепции Ильина занимает проблема осмысления культуры изнутри: на основе сердечного созерцания и чувственного осмысления мира.
Понятие "созерцание", введенное в философию Платоном, нашло развитие в определении "сердечного созерцания" И.А.Ильина, которое употреблялось им почти в каждой работе, обозначая способ постижения истины в различных областях жизни человека.
В познании может возвыситься до "интеллектуального видения", которым жил Платон, в этике и политике в целеполагании и действии, в способности видеть вдаль, вширь, вглубь.
В искусстве привести человека к символически-художественному видению, а в сфере права и правоведения пробудить в человека живую интуицию правосознания" [131, т.
3, кн.
1, с.
544].
В связи с тем, что "сердечное созерцание" является основной "творческой компонентой" в концепции культуры И.А.Ильина, рассмотрим понятие более подробно.
В его понимании "метод созерцания" является тем способом познания, когда сознание человека непосредственно, не опираясь на логическое мышление, "схватывает" всю внутреннюю целостность явления, его суть и образ, которые невозможно выразить другими понятиями.
Созерцание для Ильина
является своеобразным "прозреваиием" в явлении конкретности Бога и духовного бытия, поэтому этот процесс может осуществляться путем непосредственного соприкосновения души, внутреннего мира человека с тайной, с сущностью явления или бытия целиком, полностью.
Понятия "созерцания" по
Ильину можно просмотреть в сравнительной характеристике близких по смыслу слов.
Созерцать значит тоже самое, что "смотреть" или "рассматривать", но в трактовке философа это духовное рассмотрение, способное очищать.
Также, в качестве другого понятия может выступать наблюдение, но наблюдение, которое способно "вчувствоваться" в самую сущность вещей.

Процесс воображения также характеризует состояние "созерцания", но воображение должно быть интен

[стр.,71]

71 циональным, призванным вживаться в образы и объективный состав каждого предмета.
В данной трактовке дальнейшее
единой восприятие понятий "сердечности" и "созерцания" в философии Ильина вполне закономерно.
Определение сердца центром нравственной жизни человека, совпадающим с совестью и являющимся "хранилищем ее" имеет глубокую историю, включающую в себя основания миросозерцания исихазма.

"Философия сердца" представляла научный интерес для многих философов различных временных периодов [59; 300; 386, с.69; 293, с.204; 195].
Если сравнивать теоретические подходы Ильина с исследованиями и интерпретациями русской культуры, выполненными в различное время, то во взглядах на культурно-историческое развитие России он близок с концепцией русского ученого Д.К.
Зеленина, рассматривавшего исторический процесс как смену стадий, следы которого сохраняются как реликты в духовной культуре народа и языке (у
Ильина константы) [108, с.
17].
В методологическом обосновании Ильиным такого явления как "духовность" мы находим общие теоретические положения, сформулированные современным исследователем А.В.Юдиным.
Он, рассматривая духовность на показательных пластах религиозной и культурной
жизни, доказывает, что культура является внешним выражением стоящей за ней народной духовности [384, с.
6].
Общей направленности и духу концепции И.А.Ильина в части определения ответственности личности в истории, соответствуют теория русской культуры А.М.Панченко.
Изучая русскую культуру как единое живое целое, основанное на "топосах" ее основополагающих ориентирах, Панченко на фактическом материале XII века выделяет основные культурологические принципы взаимодействия различных феноменов: "человек история", "человек культура" и последствия их реализации в культуре [240, с.
69 -71].

[Back]