Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 93]

93 жизни, доказывает, что культура является внешним выражением стоящей за ней народной духовности.1 В отличие от многих ученых, И.А.
Ильин, констатируя всеохватывающий кризис культуры, утраты многих нравственных ценностей, показывает возможность создания «великой и жизнеспособной духовной культуры».
Следуя традиции восприятия разума и сердца как символов двух начал,
И.А.
Ильин, аргументированно убеждает, что сердце и созерцание, любовь и интуиция должны быть «реабилитированы» и тогда, по его мнению, расцветет сердечное созерцание и оно переродит и окрылит чувственное наблюдение мира.
Этой убежденности И.А.
Ильина отвечает мысль Э.В.
Соколова, считающего, что холодным умом, не торжествуя и не раскаиваясь вместе с народом, познать свою культуру невозможно.
Обозначенный критерий как нельзя точно соответствует подходу
И.А.
Ильина в рассмотрении проблем русской культуры.
Обозначенный
Э.В.
Соколовым тезис о том, что познание общечеловеческих ценностей и оснований культуры начинается с усвоения и осмысления культуры «изнутри», через личную судьбу, судьбу близких людей, исторической судьбы народа, национальных героев, гениев, мы находим во взглядах
И.А.
Ильина.2 В заключение необходимо отметить, что фундаментальность выводов И.А.
Ильина основывается на глубоком осмыслении проблемы национальной самоидентификации русского народа в своей культуре.
Таким образом, в культурологических взглядах
И.А.
Ильина необходимо отмстить доминирование принципа самодостаточности русской культуры, построенной на ценностях православия.
В концепции
И.А.
Ильина не отрицается понятие общечеловеческой культуры, тем не менее, всякая подлинная культура для него, прежде всего, национальна и почвенна, иначе говоря, имеет свое неповторимое лицо.
Являясь представителем христианско-ценностного подхода к культуре,
И.А.
Ильин в оценке любой культуры использовал такой критерий, как
виут1 Юдин А.В.
Русская традиционная народная духовность.
М., 1994.
С.
6.
2 Соколов Э.В.
Культурология.
Очерки теорий культуры.
М., 1994.
С.
310.
[стр. 72]

72 Своеобразным продолжением разработки идеи христианской культуры являются работы современных исследователей, продолжающих традиции русской религиозной философии и рассматривающих понятие "культура" в контексте христианской культуры.
Так, для П.А.
Сапронова несомненен тезис о том, что история является богочеловеческим процессом и соответственно развитие культуры представляет собой человеческую компоненту богочеловеческого процесса.
В связи с этим, раскрывая термин "культура", он за точку отсчета берет душу человека, ее наполненность и разомкнутость с Богом, да и культурология для него это тоже разговор о Боге в меру его вместимости в человеческом" [291, с.
8 11].
Некоторые теоретические положения Ильина мы находим в концепции русской культуре И.В.Кондакова.
Особенно в части обоснования теоретической концепты о том, что различным национальным историям культуры соответствует не единая, общая для всех теория культур, а для каждой национальной культуры своя, особая теоретическая модель, обладающая определенным национальным своеобразием.
Обосновывая основные положения социодинамики русской культуры, современный исследователь, как и в свое время, Ильин, считал, что она (социодинамика) "имеет своим предметом социальные механизмы становления и развития русской культуры, а других культур Запада и Востока лишь в той мере, в какой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой" [160, с.
20].
В отличие от многих ученых, Ильин, констатируя всеохватывающий кризис культуры, утраты многих нравственных ценностей, показывает возможность создания "великой и жизнеспособной духовной культуры".
Следуя традиции восприятия разума и сердца как символов двух начал,
Ильин, аргументировано убеждает, что сердце и созерцание, любовь и интуиция должны быть "реабилитированы" и тогда, по его мнению, расцветет сердечное созерцание и оно переродит и окрылит чувственное наблюдение мира.


[стр.,73]

73 Этой убежденности Ильина отвечает мысль Э.В.
Соколова, считающего, что холодным умом, не торжествуя и не раскаиваясь вместе с народом, познать свою культуру невозможно.
Обозначенный критерий как нельзя точно соответствует подходу
Ильина в рассмотрении проблем русской культуры.
Обозначенный
Соколовым тезис о том, что познание общечеловеческих ценностей и оснований культуры начинается с усвоения и осмысления культуры "изнутри", через личную судьбу, судьбу близких людей, исторической судьбы народа, национальных героев, гениев, мы находим во взглядах Ильина [310, с.
246].
В заключение необходимо отметить, что фундаментальность выводов
Ильина основывается на глубоком осмыслении проблемы национальной самоидентификации русского народа в своей культуре.
Таким образом, в культурологических взглядах
Ильина необходимо отметить доминирование принципа самодостаточности русской культуры, построенной на ценностях православия.
В концепции
Ильина не отрицается понятие общечеловеческой культуры, тем не менее, всякая подлинная культура для него, прежде всего, национальна и почвенна, иначе говоря, имеет свое неповторимое лицо.
Являясь представителем христианско-ценностного подхода к культуре,
Ильин в оценке любой культуры использовал такой критерий как внутренняя сопричастность Божественному.
Поэтому жизнеспособной он считает только внутренне-религиозную культуру.
Такой подход, с одной стороны не позволяет рассматривать ее основные концепты вне христианской традиции, с другой стороны дает возможность сопоставлять се основополагающие идеи с особенностями и принципами формирования современной культуры России, ее важных проблем (преодоление духовного кризиса, особенности процесса секуляризации, формирование "нового" религиозного сознания, проблема национальной идентичности, актуализация русской идеи).

[Back]