Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 95]

95 Глава 3.
И.А.
Ильин о проявлении духовности в обществе 3.1.
Правосознание как проявление духовности в обществе в философии И.А.
Ильина Одним из вопросов, рассматриваемых в философском творчестве И.А.
Ильина, стал вопрос о сущности, глубинных основах и жизненной необходимости правосознания.
К тому времени, когда создавал свои работы И.А.
Ильин, в русской философской мысли были определены исходные задачи права и поднята проблема взаимосвязи права и морали.
Однако весьма затруднительно утверждать, что в начале XX
в.
в русской мысли оформилась целостная концепция права.
И.А.
Ильину удалось обозначить ключевые основы русской философии права, соответствующие духовно-нравственному опыту человека.
В его трудах прослеживается связь с опытом философского осмысления права таких
его предшественников, как П.Б.
Новгородцев, В.С.
Соловьёв,
Б.II.
Чичерин и другие.
Он был хорошо знаком с достижениями юридической науки и философии права как в России, так и за рубежом.
Ряд философско-правовых положений И.А.
Ильина основывался на принципах, заложенных в немецкой классической философии.
Например, определение таких понятий, как естественное и положительное право предложено И.
Кантом.
Идея развития государственности в качестве части Божественного процесса восходит к учению об абсолютном духе
Г.
Гегеля.
Несмотря на то, что сам И.А.
Ильин не часто ссылается на работы немецких мыслителей, он перенимает отдельные их положения как непосредственно, так и через философский опыт
П.И.
Новгородцева, В.С.
Соловьёва и других русских мыслителей.
Отметим также, что И.А.
Ильин как ученый-правовед и философ выделяется в русской мысли и оригинальностью взглядов на проблемы правового и нравственного сознания, и формой изложения воззрений.
Его философско-правовые идеи явно отличались от философско-правовых
[стр. 83]

Глава II Правосознание в христианской антропологии И.А.
Ильина Человеку стоит жить на свете только для того, чтобы быть духом и служить Духу Божию; вис этого жизнь его бесцельна и унизительна.
И.
А.
Ильин.
Одним из вопросов, рассматриваемых в философском творчестве И.А.Ильина, стал вопрос о сущности, глубинных основах и жизненной необходимости правосознания.
К тому времени, когда создавал свои работы И.А.
Ильин, в русской философской мысли были определены исходные задачи права и поднята проблема взаимосвязи права и морали.
Однако весьма затруднительно утверждать, что в начале XX
столетия в русской мысли оформилась целостная концепция права.
И.А.
Ильину удалось обозначить ключевые основы русской философии права, соответствующие духовнонравственному опыту человека.
В его трудах прослеживается связь с опытом философского осмысления права таких
своих предшественников, как П.Б.
Новгородцев, В.С.
Соловьёв,
Б.Н.
Чичерин и другие.
Он был хорошо знаком с достижениями юридической науки и философии права как в России, так и за рубежом.
Ряд философско-правовых положений И.А.
Ильина основывался на принципах, заложенных в немецкой классической философии.
Например, определение таких понятий, как естественное и положительное право, предложено И.
Кантом.
Идея развития государственности в качестве части Божественного процесса восходит к учению об абсолютном духе
Ф.Гегеля.
Несмотря на то, что сам Ильин не часто ссылается на работы немецких мыслителей, он перенимает отдельные их положения как непосредственно, так и через философский опыт П.Б.
Новгородцсва, В.С.Соловьсва и других русских мыслителей.
83

[стр.,84]

Отмстим также, что Ильин как учёный-правовед и философ выделяется в русской мысли и оригинальностью взглядов на проблемы правового и нравственного сознания, и формой изложения воззрений.
Его философско-правовые идеи явно отличались от философско-правовых
воззрений всех его предшественников.
Ю.
Лисица справедливо замечает, что идеи Ильина порою «не укладывались в головах ни правых, ни левых; ни в советских, ни в эмигрантских кругах»* 1.
Действительно, несмотря на то, что Ильин, как замечает Р.
Парадовский, воспринимает либеральную позицию Новгородцсва и христианские принципы Соловьёва и Трубецкого, он должен был отвечать на политический вызов своего времени, события которого заставили общественность пересмотреть прежние ценности2.
Особый интерес представляет тот факт, что Ильин рассматривает проблемы права и правосознания в контексте антропологии.
Многие исследователи творчества Ильина, например Н.А.
Герулайтис, полагают, что Ильин сыграл существенную роль в деле «антропологической переориентации» в русской философии3.
Для Ильина источником и центром развития общества является человек как автономное, одухотворённое существо.
Человеческая личность у него рассматривается как вместилище духовного опыта, соответственно, обновление человека берет начало с преображения его воли и души.
Именно творческий акт сознания, сопровождаемый пониманием в делах высшей и последней возможности, позволяет человеку осуществить прорыв к первоосновам духовности.
Соответственно, особого внимания заслуживает утверждение следующих христианских установок в творчестве Ильина: во-первых, постулирование веры в Бога и незавершенность человеческой жизни на 1 Лисица Ю.
Иван Александрович Ильин // Собрание сочинений в 10 т., Т.
1, М.: Русская книга, 1994, с.
29.
г Парадовский Р.
Церковь и власть.
Идеологические дилеммы Ивана Ильина// Человек.
2005, №5, с.
189.
1 Герулайтис Н.А.
О месте человека в философском миросозерцании Ильина // Ьнр.7/иЬег.г5иЬ.ги/СопГ/Т1ро1ок1уа/ееп]1а1Й5.Ь1т 84

[Back]