Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 96]

96 воззрений всех его предшественников.
Ю.Т.
Лисица справедливо замечает, что идеи
И.А.
Ильина порою «не укладывались в головах ни правых, ни левых; ни в советских, ни в эмигрантских кругах»1.
Действительно, несмотря на то, что
И.А.
Ильин, как замечает Р.
Парадовский, воспринимает либеральную позицию
П.И.
Новгородцева и христианские принципы В.С.
Соловьёва и Е.Н.
Трубецкого, он должен был отвечать на политический вызов своего времени, события которого заставили общественность пересмотреть прежние ценности.2 Особый интерес представляет тот факт, что
И.А.
Ильин рассматривает проблемы права и правосознания в контексте антропологии.
Многие исследователи творчества
И.А.
Ильина, например И.А.
Герулайтис, полагают, что И.А.
Ильин сыграл существенную роль в деле * антропологической переориентации в русской философии.
Для
И.А.
Ильина источником и центром развития общества является человек как автономное, одухотворённое существо.
Человеческая личность у него рассматривается как вместилище духовного опыта, соответственно, обновление человека берет начало с преображения его воли и души.
Именно творческий акт сознания, сопровождаемый пониманием в делах высшей и последней возможности, позволяет человеку осуществить прорыв к первоосновам духовности.
Соответственно, особого внимания заслуживает утверждение следующих христианских установок в творчестве
И.А.
Ильина: во-первых, постулирование веры в Бога и незавершенность человеческой жизни на
земле.
Во-вторых, убеждение в определении смысла жизни человека его Божественным предназначением.
В-третьих, идея подчинения государства церкви.
Наконец, утверждение И.А.
Ильина о том, что правовая жизнь есть форма проявления духа, которому она призвана служить.
Тем самым, право в учении мыслителя предстаёт частью Божьего замысла о человечестве, а в идее права выражается Его забота о духовном спасении людей.
Таким образом,
1 Ильин И.А.
Кризис безбожия // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
1.
М., 1993.
С.
29.
2 Парадовский Р.
Церковь и власть.
Идеологические дилеммы Ивана Ильина // Человек.
2005.
№5.
С.
189.
[стр. 84]

Отмстим также, что Ильин как учёный-правовед и философ выделяется в русской мысли и оригинальностью взглядов на проблемы правового и нравственного сознания, и формой изложения воззрений.
Его философско-правовые идеи явно отличались от философско-правовых воззрений всех его предшественников.
Ю.
Лисица справедливо замечает, что идеи
Ильина порою «не укладывались в головах ни правых, ни левых; ни в советских, ни в эмигрантских кругах»* 1.
Действительно, несмотря на то, что
Ильин, как замечает Р.
Парадовский, воспринимает либеральную позицию
Новгородцсва и христианские принципы Соловьёва и Трубецкого, он должен был отвечать на политический вызов своего времени, события которого заставили общественность пересмотреть прежние ценности2.
Особый интерес представляет тот факт, что
Ильин рассматривает проблемы права и правосознания в контексте антропологии.
Многие исследователи творчества
Ильина, например Н.А.
Герулайтис, полагают, что Ильин сыграл существенную роль в деле «антропологической переориентации» в русской философии3.
Для
Ильина источником и центром развития общества является человек как автономное, одухотворённое существо.
Человеческая личность у него рассматривается как вместилище духовного опыта, соответственно, обновление человека берет начало с преображения его воли и души.
Именно творческий акт сознания, сопровождаемый пониманием в делах высшей и последней возможности, позволяет человеку осуществить прорыв к первоосновам духовности.
Соответственно, особого внимания заслуживает утверждение следующих христианских установок в творчестве
Ильина: во-первых, постулирование веры в Бога и незавершенность человеческой жизни на 1 Лисица Ю.
Иван Александрович Ильин // Собрание сочинений в 10 т., Т.
1, М.: Русская книга, 1994, с.
29.
г Парадовский Р.
Церковь и власть.
Идеологические дилеммы Ивана Ильина// Человек.
2005, №5, с.
189.

1 Герулайтис Н.А.
О месте человека в философском миросозерцании Ильина // Ьнр.7/иЬег.г5иЬ.ги/СопГ/Т1ро1ок1уа/ееп]1а1Й5.Ь1т 84

[стр.,85]

земле.
Во-вторых, убеждение в определении смысла жизни человека его Божественным предназначением.
В-третьих, идея подчинения государства церкви.
Наконец, утверждение И.А.
Ильина о том, что правовая жизнь есть форма проявления духа, которому она призвана служить.
Тем самым, право в учении мыслителя предстаёт частью Божьего замысла о человечестве, а в идее права выражается Его забота о духовном спасении людей.
Таким образом,
человек в учении И.А.
Ильина предстаёт как духовное и общественное существо.
Духовность личности определяется его религиозными и нравственными чувствами, выраженными в форме естественного права и глубине нравственных переживаний.
Общественность человека задаётся чувством гражданского долга перед обществом и выражается в развитости правосознания.
Личность в учении Ильина предстаёт служителем, как государственному так и Божьему делу, а работа её над развитием своего правосознания предстаёт долгом по отношению к людям и к Богу.
2.1 .Духовно-нравственные основы развития права Земля мне чужда, небеса недоступны, Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои упованья пред миром преступны, Мои вдохновенья пред небом ничтожны.
В.
Я.
Брюсов Обращение к философско-правовым воззрениям И.А.
Ильина требует обозначения некоторых аспектов, определивших характер его учения.
В первую очередь, следует заметить, что в учении Ильина нет идеи Богочеловечества.
Причём философ сознательно отказывается от такой постановки вопроса.
Он пишет: «Человеку в его земной жизни дано одухотворяться, но не дано стать чистым духом; ему дано совершенствоваться, но не дано стать совершенным; ему дано приобщаться к 85

[Back]