Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 97]

97 человек в учении И.А.
Ильина предстаёт как духовное и общественное существо.
Духовность личности определяется его религиозными и нравственными чувствами, выраженными в форме естественного права и глубине нравственных переживаний.
Общественность человека задаётся чувством гражданского долга перед обществом и выражается в развитости правосознания.
Личность в учении
И.А.
Ильина предстаёт служителем как государственному, так и Божьему делу, а работа её над развитием своего правосознания предстаёт долгом по отношению к людям и к
Бо1у.
Обращение к философско-правовым воззрениям И.А.
Ильина требует обозначения некоторых аспектов, определивших характер его учения.
В первую очередь, следует заметить, что в учении
И.А.
Ильина нет идеи Богочеловечсства.
Причём философ сознательно отказывается от такой постановки вопроса.
Он пишет: «Человеку в его земной жизни дано одухотворяться, но не дано стать чистым духом; ему дано совершенствоваться, но не дано стать совершенным; ему дано приобщаться к
Божественному свету и Божьей воле, но ему не дано стать ни «человеко-богом», ни «бого-человеком», ни тем более Богом»1.
В восприятии человека как потенциального Бога
И.А.
Ильин видит опасность для самого религиозного опыта, ибо если человек, достигший внешне видимого совершенства, назовёт себя богом, то он, полагает мыслитель, отвергнет саму идею единого
Бот, разрушит основания для духовного роста личности.
«Соблазн состоит в сведении божественного Предмета со всем его неизречённым богатством и совершенством к содержаниям слишком человеческого опыта или даже прямо к состояниям человеческого существа»2, указывает философ.
Тождество Бога и человека, согласно
И.А.
Ильину, «представимо в двух формах: или Бог мыслится Богом, а человек мыслится, как исчезнувший в Нём; или же человек мыслится человеком, а Бог мыслится вступившим в него, принявший его способ бытия и
1 Ильин И.А.
Аксиомы религиозного опыта // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 2 т.
Т.
2.
М., 1993.
С.
493.
2 Там же.
С.
595.
[стр. 85]

земле.
Во-вторых, убеждение в определении смысла жизни человека его Божественным предназначением.
В-третьих, идея подчинения государства церкви.
Наконец, утверждение И.А.
Ильина о том, что правовая жизнь есть форма проявления духа, которому она призвана служить.
Тем самым, право в учении мыслителя предстаёт частью Божьего замысла о человечестве, а в идее права выражается Его забота о духовном спасении людей.
Таким образом, человек в учении И.А.
Ильина предстаёт как духовное и общественное существо.
Духовность личности определяется его религиозными и нравственными чувствами, выраженными в форме естественного права и глубине нравственных переживаний.
Общественность человека задаётся чувством гражданского долга перед обществом и выражается в развитости правосознания.
Личность в учении
Ильина предстаёт служителем, как государственному так и Божьему делу, а работа её над развитием своего правосознания предстаёт долгом по отношению к людям и к Богу.
2.1 .Духовно-нравственные основы развития права Земля мне чужда, небеса недоступны, Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои упованья пред миром преступны, Мои вдохновенья пред небом ничтожны.
В.
Я.
Брюсов Обращение к философско-правовым воззрениям И.А.
Ильина требует обозначения некоторых аспектов, определивших характер его учения.
В первую очередь, следует заметить, что в учении
Ильина нет идеи Богочеловечества.
Причём философ сознательно отказывается от такой постановки вопроса.
Он пишет: «Человеку в его земной жизни дано одухотворяться, но не дано стать чистым духом; ему дано совершенствоваться, но не дано стать совершенным; ему дано приобщаться к
85

[стр.,86]

Божественному свету и Божией воле, но ему не дано стать ни «человекобогом», ни «бого-человеком», ни тем более Богом»1.
В восприятии человека как потенциального Бога
Ильин видит опасность для самого религиозного опыта, ибо если человек, достигший внешне видимого совершенства, назовёт себя богом, то он, полагает мыслитель, отвергнет саму идею единого Бога, разрушит основания для духовного роста личности.
«Соблазн состоит в сведении божественного Предмета со всем его неизречённым богатством и совершенством к содержаниям слишком человеческого опыта или даже прямо к состояниям человеческого существа», указывает философ2.
Тождество Бога и человека, согласно
Ильину, «представимо в двух формах: или Бог мыслится Богом, а человек мыслится, как исчезнувший в Нём; или же человек мыслится человеком, а Бог мыслится вступившим в него, принявший его способ бытия и превратившийся в него...»3.
Первая форма предполагает отвержение самостоятельности и свободы человека.
В последнем случае единый Бог уступает место людям-божсствам, каждый из которых находит в себе последние критерии нравственного и совершенного, придавая тем самым этим понятиям характер относительного знания.
Вместе с тем в учении И.А.
Ильина сохраняется утверждение приоритета духовных ценностей и идея спасения души.
Последняя, полагает мыслитель, имеет особую значимость для христианина, ибо через эту идею определяется смысл его жизни.
Идея духовного спасения в значительной мере влияет на складывание религиозного мировоззрения, согласно которому все явления в мире делятся на способствующие нравственному развитию и духовному спасению и на препятствующие спасению души, ведущие к её смерти.
При таких представлениях люди стремятся организовать такие условия своего бытия, при которых их духовное развитие было бы наиболее интенсивным.
1 Ильин И.
Аксиомы религиозного опыта.
М., 2002, с.
493.
2 Там же, с.
595.
3 Ильин И.
Там же, 505.
86

[Back]