Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 98]

98 превратившийся в него...»1.
Первая форма предполагает отвержение самостоятельности и свободы человека.
В последнем случае единый Бог уступает место
людям-божествам, каждый из которых находит в себе последние критерии нравственного и совершенного, придавая тем самым этим понятиям характер относительного знания.
Вместе с тем в учении И.А.
Ильина сохраняется утверждение приоритета духовных ценностей, и идея спасения души.
Последняя, полагает мыслитель, имеет особую значимость для христианина, ибо через эту идею определяется смысл его жизни.
Идея духовного спасения в значительной мере влияет на складывание религиозного мировоззрения, согласно которому все явления в мире делятся на способствующие нравственному развитию и духовному спасению и на препятствующие спасению души, ведущие к её смерти.
При таких представлениях люди стремятся организовать такие условия своего бытия, при которых их духовное развитие было бы наиболее интенсивным.

И.Л.
Ильин убеждён, что формой общественной организации, содействующей нравственному росту людей, является государство.
Эта идея выступает одной из ключевых в правовом учении И.А.
Ильина.
Конечно, как и наследие В.С.
Соловьёва, творчество этого мыслителя пронизано верой в Бога и в незавершённость человеческой жизни на земле.
Он пишет: «Для человека с духовным опытом земная жизнь есть духовное подготовление к
смерти»2.
Вместе с тем важно учесть, что приобретение, вернее сказать, стяжание, духовного опыта философ непосредственно связывает с самопознанием и индивидуальным осмыслением мира: «Религиозное содержание переживается всегда
лично...»3.
В силу того, что право основано на духовных переживаниях, сущность и назначение государства открывается только через напряжённое духовное искание личности, направленное на осмысление мира Божественного
1 Ильин И.А.
Аксиомы религиозного опыта // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 2 т.
Т.
2.
М., 1993.
С.
505.
2 Там же.
С.
539.
3 Там же.
С.
131.
[стр. 86]

Божественному свету и Божией воле, но ему не дано стать ни «человекобогом», ни «бого-человеком», ни тем более Богом»1.
В восприятии человека как потенциального Бога Ильин видит опасность для самого религиозного опыта, ибо если человек, достигший внешне видимого совершенства, назовёт себя богом, то он, полагает мыслитель, отвергнет саму идею единого Бога, разрушит основания для духовного роста личности.
«Соблазн состоит в сведении божественного Предмета со всем его неизречённым богатством и совершенством к содержаниям слишком человеческого опыта или даже прямо к состояниям человеческого существа», указывает философ2.
Тождество Бога и человека, согласно Ильину, «представимо в двух формах: или Бог мыслится Богом, а человек мыслится, как исчезнувший в Нём; или же человек мыслится человеком, а Бог мыслится вступившим в него, принявший его способ бытия и превратившийся в него...»3.
Первая форма предполагает отвержение самостоятельности и свободы человека.
В последнем случае единый Бог уступает место
людям-божсствам, каждый из которых находит в себе последние критерии нравственного и совершенного, придавая тем самым этим понятиям характер относительного знания.
Вместе с тем в учении И.А.
Ильина сохраняется утверждение приоритета духовных ценностей и идея спасения души.
Последняя, полагает мыслитель, имеет особую значимость для христианина, ибо через эту идею определяется смысл его жизни.
Идея духовного спасения в значительной мере влияет на складывание религиозного мировоззрения, согласно которому все явления в мире делятся на способствующие нравственному развитию и духовному спасению и на препятствующие спасению души, ведущие к её смерти.
При таких представлениях люди стремятся организовать такие условия своего бытия, при которых их духовное развитие было бы наиболее интенсивным.

1 Ильин И.
Аксиомы религиозного опыта.
М., 2002, с.
493.
2 Там же, с.
595.
3 Ильин И.
Там же, 505.
86

[стр.,87]

И.А.
Ильин убеждён, что формой общественной организации, содействующей нравственному рост}' людей, является государство.
Эта идея выступает одной из ключевых в правовом учении И.А.
Ильина.
Конечно, как и наследие В.С.
Соловьёва, творчество этого мыслителя пронизано верой в Бога и в незавершённость человеческой жизни на земле.
Он пишет: «Для человека с духовным опытом земная жизнь есть духовное подготовление к
смерти»1.
Вместе с тем важно учесть, что приобретение, вернее сказать, стяжание, духовного опыта философ непосредственно связывает с самопознанием и индивидуальным осмыслением мира.
«Религиозное содержание переживается всегда
лично...»2.
В силу того, что право основано на духовных переживаниях, сущность и назначение государства открывается только через напряжённое духовное искание личности, направленное на осмысление мира Божественного
как истинного и вечного.
В то же время опыт индивидуального осмысления мира зависит преимущественно от качеств личности, среди которых следует выделить нравственные.
Заметим, что духовность, может быть определена как стремление человека организовать свой житейский уклад в соответствии с принципами нравственности, или высшего блага.
Вместе с тем существенной проблемой является личностное восприятие нравственных идеалов.
Оно зависит исключительно от степени развития нравственного сознания.
Мыслитель замечает: «Люди как бы смотрят на предметы и видят их каждый через своё духовное «стекло»; у двух и нескольких может быть как бы одно общее стекло: мутное, тусклое, грязное состояние этого стекла определяет степень опошления жизненных содержаний»3.
Философ считает: для того, чтобы духовные представления не вели к утрате и осквернению святых смыслов бытия, а способствовали бы развитию сознания человека, необходим рост нравственного сознания.
Если индивид лишён последнего, то сущность духовных идеалов (а вместе с ними и смысл государства) в его 1 Ильин И.
Там же, с.
539.
2 Ильин И.
Там же, с.
131.
3 Ильин И.
Там же, с.
266.
87

[Back]