Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 99]

как истинного и вечного.
99 В то же время опыт индивидуального осмысления мира зависит преимущественно от качеств личности, среди которых следует выделить нравственные.
Заметим, что духовность, может быть определена как стремление человека организовать свой житейский уклад в соответствии с принципами нравственности, или высшего блага.
Вместе с
гем существенной проблемой является личностное восприятие нравственных идеалов.
Оно зависит исключительно от степени развития нравственного сознания.
Мыслитель замечает: «Люди как бы смотрят на предметы и видят их каждый через своё духовное «стекло»; у двух и нескольких может быть как бы одно общее стекло: мутное, тусклое, грязное состояние этого стекла определяет степень опошления жизненных
содержаний»1.
Философ считает: для того, чтобы духовные представления не вели к утрате и осквернению святых смыслов бытия, а способствовали бы развитию сознания человека, необходим рост нравственного сознания.
Если индивид лишён последнего, то сущность духовных идеалов (а вместе с ними и смысл государства) в его
субъективных воззрениях оказывается искаженной, выхолощенной и обесцененной: «Человек, не посягающий судить ни о священных Предметах, ни о священном в предметах, гораздо менее рискует впасть в пошлость, нежели человек, посягающий на «предметное»2.
Таким образом, христианский подтекст философско-правовых воззрений
И.А.
Ильина проявляется в утверждении веры в Бога и Его мир, в идее спасения души, а также в ориентированности жизни человека на мир Божий.
Согласно этим установкам,
И.А.
Ильин выстраивает концепцию права и государства.
Заметим, что обращение
И.А.
Ильина к разработке тем философии права было закономерным, поскольку он, хотя и рассматривает мысль о Царстве Божьем на земле как ошибочную, тем
не менее, в житейском укладе людей находит 1 Ильин И.А.
Аксиомы религиозного опыта // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 2 т.
Т.
2.
М., 1993.
С.
266.
2 Там же.
С.
269
[стр. 87]

И.А.
Ильин убеждён, что формой общественной организации, содействующей нравственному рост}' людей, является государство.
Эта идея выступает одной из ключевых в правовом учении И.А.
Ильина.
Конечно, как и наследие В.С.
Соловьёва, творчество этого мыслителя пронизано верой в Бога и в незавершённость человеческой жизни на земле.
Он пишет: «Для человека с духовным опытом земная жизнь есть духовное подготовление к смерти»1.
Вместе с тем важно учесть, что приобретение, вернее сказать, стяжание, духовного опыта философ непосредственно связывает с самопознанием и индивидуальным осмыслением мира.
«Религиозное содержание переживается всегда лично...»2.
В силу того, что право основано на духовных переживаниях, сущность и назначение государства открывается только через напряжённое духовное искание личности, направленное на осмысление мира Божественного как истинного и вечного.
В то же время опыт индивидуального осмысления мира зависит преимущественно от качеств личности, среди которых следует выделить нравственные.
Заметим, что духовность, может быть определена как стремление человека организовать свой житейский уклад в соответствии с принципами нравственности, или высшего блага.
Вместе с
тем существенной проблемой является личностное восприятие нравственных идеалов.
Оно зависит исключительно от степени развития нравственного сознания.
Мыслитель замечает: «Люди как бы смотрят на предметы и видят их каждый через своё духовное «стекло»; у двух и нескольких может быть как бы одно общее стекло: мутное, тусклое, грязное состояние этого стекла определяет степень опошления жизненных
содержаний»3.
Философ считает: для того, чтобы духовные представления не вели к утрате и осквернению святых смыслов бытия, а способствовали бы развитию сознания человека, необходим рост нравственного сознания.
Если индивид лишён последнего, то сущность духовных идеалов (а вместе с ними и смысл государства) в его
1 Ильин И.
Там же, с.
539.
2 Ильин И.
Там же, с.
131.
3 Ильин И.
Там же, с.
266.
87

[стр.,88]

субъективных воззрениях оказывается искаженной, выхолощенной и обесцененной.
«Человек, не посягающий судить ни о священных Предметах, ни о священном в предметах, гораздо менее рискует впасть в пошлость, нежели человек, посягающий на
«предметное»1, указывает И.Л.Ильин.
Таким образом, христианский подтекст философско-правовых воззрений
Ильина проявляется в утверждении веры в Бога и Его мир, в идее спасения души, а также в ориентированности жизни человека на мир Божий.
Согласно этим установкам,
И.Л.Ильин выстраивает концепцию права и государства.
Заметим, что обращение
Ильина к разработке тем философии права было закономерным, поскольку он, хотя и рассматривает мысль о Царстве Божьем на земле как ошибочную, тем нс менее в житейском укладе людей находит признаки, свидетельствующие об истинности бытия Бога, о том, что человек создан по Его образу и подобию.
Одним таким существенным проявлением выступает стремление человека к государственной организации своей индивидуальной и общественной жизни.
Однако государственность, согласно учению Ильина, основывается только на религиозных представлениях.
Без них государство теряет смысл и обречено на распад.
И.
А.
Ильин, рассматривая сущность права, ставит вопрос о смысле стремления людей к возрастанию нравственного сознания.
Мыслитель признаёт смертность человека как неоспоримый факт.
Если в учении Соловьёва физическое бессмертие человека на земле выступает одним из смыслов нравственного совершенствования, то Ильин убеждён, что все люди смертны, а значит, должны выявить смысл духовного развития вне идеи бессмертия.
Что бы человек ни совершал, результаты его деятельности также подвержены разрушению, как и он сам.
Однако, по мнению мыслителя, решать обозначенную проблему следует в религиозном контексте, ибо только вера в незавершённость земного бытия обращает людей к мысли о необходимости в нравственном совершенствовании.
Согласно воззрениям 88 1 Ильин И.
Там же, с.
269.

[Back]