Проверяемый текст
Горячковская, Юлия Михайловна. Прокуратура и прокурорский надзор России в XVIII-начале XX вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 2004)
[стр. 28]

и освобождения от нее.
Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом императора.
Назначение нижестоящих прокуроров и их освобождение составляло прерогативу генерал-прокурора Российской империи.
К середине XIX века социально-экономические и политические процессы, происходившие в государстве, потребовали образования совершенно новой судебной системы для оперативного и эффективного разрешения споров, формирования судопроизводства, основанного на демократических принципах, а также внедрения более действенных средств принуждения к исполнению судебных решений.
Существующая система судов и процедура рассмотрения дел в такой ситуации наглядно демонстрировала свою несостоятельность.

Изучение основных этапов подготовки предстоящей судебной реформы представляется целесообразным начать с проектов, которые разрабатывались еще в первой половине XIX века.
Изучение источников свидетельствует, что истоки судебной реформы 1864 года следует искать в проектах М.М.
Сперанского, В.П.
Кочубея, М.А.
Балугьянского и других высших сановников, видевших всю несостоятельность действовавшей системы судоустройства и судопроизводства.
Так, в 1803 г.
М.М.
Сперанским был составлен проект изменения судебной системы,
в котором предлагалось объединить палаты уголовного и гражданского суда в единый губернский суд.
В дополнение к этому В.П.
Кочубей предложил учредить
«мирные суды».
Интересен также проект статссекретаря М.А.
Балугьянского, названный
«Рассуждением об учреждении губерний» от 1827 г., содержавший план создания совершенно новой системы судов, по которому значительно сокращалось число судебных инстанций и предусматривался принцип независимости судей.
Однако этот проект был
20 отклонен.
Указом от 6 декабря 1826 г.
император Николай I создал Особый Комитет для предварительного обсуждения предположений о переустройстве
им28
[стр. 121]

121 Глава III.
Правовой статус прокуратуры по судебной реформе 1864 года § 1.
Проекты реформирования прокуратуры и ее место в государственном устройстве по Судебным Уставам 20 ноября 1864 года Россию до реформы 1864 года можно охарактеризовать как регламентарное государство, действовавшее на основании множества актов и предписаний, но не имевшее четкой кодифицированной законодательной основы.
Функционирование всей системы государственных органов опиралось на бессвязное собрание самых разнородных и разновременных постановлений, механически объединявшие Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра I и, как отмечалось в 1835 году Государственным Советом, “виды правительства’’.
К середине XIX века социально-экономические и политические процессы, происходившие в государстве, потребовали образования совершенно новой судебной системы для оперативного и эффективного разрешения споров, формирования судопроизводства, основанного на демократических принципах, а также внедрения более действенных средств принуждения к исполнению судебных решений’.
Существующая система судов и процедура рассмотрения дел в такой ситуации наглядно демонстрировала свою несостоятельность.

Следует отметить, что попытки частичного устранения сложившихся недостатков предпринимались государством на протяжении первой половины XIX века, однако существенных изменений в этом процессе не произошло, хотя, несомненно, выдвигавшиеся проекты имели свое положительное значение для последующего реформирования государственного строя и правовой системы в 1860-х годах.
Верещагина А.В.
Реформа уголовной юстиции 1864 г.
и ее значение для преобразования уголовного процесса Российской Федерации.
Дисс...
канд.
юрид.
наук.
М., 1993С, 197.


[стр.,122]

122 В связи с этим изучение основных этапов подготовки предстоящей судебной реформы представляется целесообразным начать с проектов, которые разрабатывались еще в первой половине XIX века.
Изучение источников свидетельствует, что истоки судебной реформы 1864 года следует искать в проектах М.М.
Сперанского, В.П.
Кочубея, М.А.
Балугьянского и других высших сановников, видевших всю несостоятельность действовавшей системы судоустройства и судопроизводства1.
Так, в 1803 году М.М.
Сперанским был составлен проект изменения судебной системы,
которым предлагалось объединить палаты уголовного и гражданского суда в единый губернский суд.
В дополнение к этому В.П.
Кочубей предложил учредить
“мирные суды”2.
Интересен также проект статс-секретаря М.А.
Балугьянского, названный
“Рассуждение об учреждении губерний” от 1827 года, содержавший план создания совершенно новой системы судов, по которому значительно сокращалось число судебных инстанций и предусматривался принцип независимости судей.
Однако этот проект был
отклонен3.
Указом от 6 декабря 1826 года император Николай I создал Особый Комитет для предварительного обсуждения предположений о переустройстве
империи на новых началах в административной и в судебной сферах, который одновременно выполнял работу и по кодификации законодательства, и по подготовке проекта реформы4.
Результаты разработки основ будущей реформы были переданы во II отделение с.е.и.в.
канцелярии под руководством Д.Н.
Блудова и оформились в разработанный совместно с министерством юстиции в 1837 году “Проект о следствии”.
Примечательно, что в нем предусматривались некоторые права обвиняемого, которые должны были соблюдаться при производстве предварительного расследования; также губернскому прокурору и стряпчему 1 Виленский Б.В.
Подготовка судебной реформы 20 ноября 1864 г.
в России.
Саратов: Изд.
Саратовского университета, 1963.
С.
27-53.
2 РГИА.
ф.
1167.ОП.
16.1826 г.д.
92.
л.
141.
3 Там же.
д.
81.
лл.
68-78.
4 Гредингер Ф.И.
Прокурорский надзор за пятьдесят лет, истекших со времени преобразования по Судебным Уставам императора Александра II.
// Судебные Уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет.
Т.
2.
С.
206.

[Back]