Проверяемый текст
Горячковская, Юлия Михайловна. Прокуратура и прокурорский надзор России в XVIII-начале XX вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 2004)
[стр. 29]

перии на новых началах в административной и в судеонои сферах, который одновременно выполнял работу и по кодификации законодательства, и по подготовке проекта реформы.
Результаты разработки основ будущей реформы были переданы во II отделение
под руководством Д.Н.
Блудова и оформились в разработанный совместно с министерством юстиции в 1837 году
«Проект о следствии».
Примечательно, что в нем предусматривались некоторые права обвиняемого, которые должны были соблюдаться при производстве предварительного расследования; также губернскому прокурору и стряпчему
вменялось в обязанность «наблюдать, дабы обвиняемый воспользовался всеми способами к защите, законами предоставленными».
Одним из результатов работы названного отделения стала инструкция губернским прокурорам и стряпчим
«О предупреждении замедления дел излишними справками».
В ней выражалось категоричное требование
«особой с их стороны бдительности и ревности в наблюдении за скорым и правильным решением дел, которое послужит доказательством их благонадежности и способности в отправлении своей главнейшей обязанности повсеместного наблюдения за законностью присутственных мест».
Во время Крымской войны в 1859 г.
во
II отделении разрабатывался «Устав судопроизводства по преступлениям и проступкам», призванный стать процессуальным дополнением к «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.
в нем предусматривалось предоставление обвиняемому права в завершающей стадии предварительного расследования приглашать защитника, а также родственников при желании последних.

Еще в большей степени на судьбу прокуратуры должны были повлиять новые принципы уголовного судопроизводства и судоустройства, провозглашенные в соответствующих проектах 1859 1860
гг.
и предусматривавшие, помимо введения состязательного и гласного процесса, право обвиняемого на защиту, презумпцию невинности, реформу следствия и создание адвокатур.
Однако авторы включили в них только положения о необходимости
29
[стр. 122]

122 В связи с этим изучение основных этапов подготовки предстоящей судебной реформы представляется целесообразным начать с проектов, которые разрабатывались еще в первой половине XIX века.
Изучение источников свидетельствует, что истоки судебной реформы 1864 года следует искать в проектах М.М.
Сперанского, В.П.
Кочубея, М.А.
Балугьянского и других высших сановников, видевших всю несостоятельность действовавшей системы судоустройства и судопроизводства1.
Так, в 1803 году М.М.
Сперанским был составлен проект изменения судебной системы, которым предлагалось объединить палаты уголовного и гражданского суда в единый губернский суд.
В дополнение к этому В.П.
Кочубей предложил учредить “мирные суды”2.
Интересен также проект статс-секретаря М.А.
Балугьянского, названный “Рассуждение об учреждении губерний” от 1827 года, содержавший план создания совершенно новой системы судов, по которому значительно сокращалось число судебных инстанций и предусматривался принцип независимости судей.
Однако этот проект был отклонен3.
Указом от 6 декабря 1826 года император Николай I создал Особый Комитет для предварительного обсуждения предположений о переустройстве империи на новых началах в административной и в судебной сферах, который одновременно выполнял работу и по кодификации законодательства, и по подготовке проекта реформы4.
Результаты разработки основ будущей реформы были переданы во II отделение
с.е.и.в.
канцелярии под руководством Д.Н.
Блудова и оформились в разработанный совместно с министерством юстиции в 1837 году
“Проект о следствии”.
Примечательно, что в нем предусматривались некоторые права обвиняемого, которые должны были соблюдаться при производстве предварительного расследования; также губернскому прокурору и стряпчему
1 Виленский Б.В.
Подготовка судебной реформы 20 ноября 1864 г.
в России.
Саратов: Изд.
Саратовского университета, 1963.
С.
27-53.
2 РГИА.
ф.
1167.ОП.
16.1826 г.д.
92.
л.
141.
3 Там же.
д.
81.
лл.
68-78.
4 Гредингер Ф.И.
Прокурорский надзор за пятьдесят лет, истекших со времени преобразования по Судебным Уставам императора Александра II.
// Судебные Уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет.
Т.
2.
С.
206.


[стр.,123]

вменялось в обязанность “наблюдать, дабы обвиняемый воспользовался всеми способами к защите, законами предоставленными”.
Но в целом проект сохранял прежний инквизиционный порядок расследования, формальную теорию доказательств, письменность и тайну процесса1.
Одним из результатов работы названного отделения стала инструкция губернским прокурорам и стряпчим
“О предупреждении замедления дел излишними справками”.
В ней выражалось категоричное требование
“особой с их стороны бдительности и ревности в наблюдении за скорым и правильным решением дел, которое послужит доказательством их благонадежности и способности в отправлении своей главнейшей обязанности повсеместного наблюдения за законностью присутственных мест”2.
Во время Крымской войны в 1859 г.
во
И отделении разрабатывался “Устав судопроизводства по преступлениям и проступкам”, призванный стать процессуальным дополнением к “Уложению о наказаниях уголовных и исправительных” 1845 года.
В нем предусматривалось предоставление обвиняемому права в завершающей стадии предварительного расследования приглашать защитника, а также родственников при желании последних.

В отношении порядка разрешения дела устанавливалось, что, получив объяснение подсудимого, суд направлял его вместе с докладной запиской прокурору для ознакомления и дачи заключения в семидневный срок.
Этот акт должен был содержать указание на все обстоятельства, свидетельствующие как в пользу, так и против обвиняемого, а также указание на нормы закона, на которых оно основано и которые должны применяться судом при вынесении решения по делу3.
Представляется, что еще в большей степени на судьбу прокуратуры должны были повлиять новые принципы уголовного судопроизводства и судоустройства, провозглашенные в соответствующих проектах 1859-1860 годов и 1 РГИА.
ф.
1261.
on.
1.
д.
41.
кн.
2.
л.
129.
2 Гредингер Ф.И.
Прокурорский надзор за пятьдесят лет, истекших со времени преобразования по Судеб helm Уставам императора Александра II.
// Судебные Уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет.
Т.
2.
С.
207.
' РГИА.
ф.
1190.
on.
I.
д.
1.
лл.
1-279.


[стр.,124]

124 предусматривавшие, помимо введения состязательного и гласного процесса, право обвиняемого на защиту, презумпцию невиновности, реформу следствия и создание адвокатуры.
Однако авторы включили в них только положения о необходимости
совершенствования аппарата прокуратуры, отмечая обширность и неопределенность полномочий прокуроров1.
Как уже упоминалось, указом от 8 июня 1860 г.
было утверждено совместно выработанное министерствами юстиции и внутренних дел “Учреждение судебных следователей”.
Производство предварительного следствия изымалось из ведения полиции и возлагалось на особо назначаемых чинов судебного ведомства судебных следователей.
Правом назначения последних обладал губернатор по согласованию с губернским прокурором.
Прокурорам предоставлялось право надзирать за соблюдением законов при проведении следственных действий, а также право требовать от следователя объяснения на основании жалобы лиц, в отношении которых проводились такие действия вне уездного города.
Одним из оснований для возбуждения предварительного следствия признавалось письменное предложение прокурора.
Следователь обязывался уведомлять прокурора о начале производства по собственной инициативе, а впоследствии информировать его о ходе следствия, в том числе об окончании производства и передаче дела на рассмотрение в суд2.
Таким образом, Учреждение судебных следователей несколько ограничило прокурорский надзор, возложив надзор за следствием также на суд и губернатора.
Подчеркнем, что все предлагаемые проектами изменения носили незавершенный характер, поскольку не согласовывались с существующими принципами дореформенного судопроизводства.
Председатель Государственного Совета граф Д.Н.
Блудов писал по этому поводу в объяснительной записке к Уставу гражданского судопроизводства следующим образом: “Чем тщательнее я вникал в сущность порученного мне дела ...
тем очевиднее мне представля! Казанцев С.М.
История царской прокуратуры.
С.
126.
2 Учреждение судебных следователей от 8.06.1860 г.
И ПСЗ.
Собрание II.
Т.
XXXV.
Отд.
1.
№ 55890.

[Back]