Проверяемый текст
Темиров, Карэн Владимирович; Организационно-управленческие резервы повышения качества продукции предприятий (Диссертация 2008)
[стр. 48]

48 бытия («качество количество мера»), в то время как сущность к системе категорий «сущность явление действительность».
Философ наметил путь к разграничению категорий качества и свойства.
По
Г.В.Ф.
Гегелю «качество есть в первую очередь тождественная с
бытиехМ определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество1».
Значительное внимание исследованию категории «качества» уделено в работах Ф.
Энгельса, который рассматривал качество в различных аспектах.
«Во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, например, оттенки цветов, жесткость и мягкость, долговечность и т.д., и, хотя они качественно различны, они доступны измерению и познанию.
Во-вторых, существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими, У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества (по крайней мере, свойства телесности), другие качества отличаются между собой по степени, наконец, иные качества могут совершенно отсутствовать у одной из этих вещей.
Если мы станем сопоставлять в отдельности друг с другом такие две до крайности различные вещи например какой-нибудь метеорит и какого-нибудь человека.
то тут мы откроем мало общего, в лучшем случае то, что обоим присуща тяжесть и другие общие свойства тел.
Но между обеими этими вещами имеется бесконечный ряд других вещей и процессов природы, позволяющих нам заполнить ряд от метеорита до человека и указать каждому члену ряда свое место в системе природы и таким образом познать их.
В-третьих, наши различные органы чувств могли бы доставлять нам абсолютно различные в качественном отношении впечатления.
В этом случае свойства, которые мы узнаем при посредстве зрения, слуха, обоняния, вкуса и
осязания, были бы абсолютно различны.
Но и здесь различия стираются по 1 См.: Г.В.Ф.
Гегель.
Наука логики.
—СПб.: Наука, 1997.
[стр. 14]

количество-мера»), сущность к системе категорий «сущность-явленнедействительность».
4.
Философ наметил путь к разграничению категорий качества и свойства.
По
Гегелю «качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество»1.
Другими словами, как философская категория, качество это характеристика отличия предмета от всех остальных.
Гегель отметил неразрывное единство качества и количества.
Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход за которую ведет к установлению нового соотношения количества и качества.
Дальнейшее исследование категория «качества» получила в работах Ф.
Энгельса, который рассматривал качество в различных аспектах.
«Во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, например оттенки цветов, жесткость и мягкость, долговечность и т.д., и, хотя они качественно различны, они доступны измерению и познанию.
Во-вторых, существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими.
У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества (по крайней мере, свойства телесности), другие качества отличаются между собой по степени, наконец, иные качества могут совершенно отсутствовать у одной из этих вещей.
Если мы станем сопоставлять в отдельности друг с другом такие две до крайности различные вещи например какойнибудь метеорит и какого-нибудь человека, то тут мы откроем мало общего, в лучшем случае то, что обоим присуща тяжесть и другие общие свойства тел.
Но между обеими этими вещами имеется бесконечный ряд других вещей и процессов природы, позволяющих нам заполнить ряд от метеорита до человека и указать каждому члену ряда свое место в системе природы и таким образом познать их.
В-третьих, наши различные органы чувств могли бы доставлять нам абсолютно различные в качественном отношении впечатления.
В этом случае свойства, которые мы узнаем при посредстве зрения, слуха, обоняния, вкуса и
1См.: Г.
В.
Ф.
Гегель.
Наука логики.
СПб.: Наука, 1997.

14

[Back]