Проверяемый текст
Березова Зарина Борисовна. Модернизационный вектор развития межрегиональной интеграции экономического пространства (Диссертация 2011)
[стр. 69]

v в-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов РФ в экономических отношениях с центром в рамках «ручного управления», что зависело от способности региональных элит выстраивать взаимоотношения с центром на основе института личного доверия(или регионального оппортунизма, шантажа выхода из состава РФ и т.д.).
Все это приводило к ассиметричной институциональной «плотности» и
целостности рыночной среды хозяйствования регионов,60 порождавшей межрегиональную диспропорциональность и неравномерность процессов институционализации социально-поведенческих ожиданий и взаимодействий экономических субъектов на региональном уровне.
В тоже время государство длительное время «отстранялось» от необходимости стратегического формирования и развития интеграционных ценностей и целей межрегионального развития.

Распад СССР и ликвидация плановой системы хозяйствования, в результате чего многие межрегиональные связи потеряли экономический смысл, превратившись, например, из межрегиональных во внешнеэкономические.
Так, в результате дезинтеграции единого экономического пространства СССР разрыва кооперационных и хозяйственных связей предприятий произошел резкий обвал объема производства (50%) и возникла угроза устойчивости экономической системы, каждого государства СНГ.
На первоначальном этапе десятилетнего дезинтеграционного шока российского экономического пространства
(с 1990-2000 г.), связанного с пострансформационным периодом перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству, межрегиональные потоки движения факторов производства происходили практически стихийно и в большей степени отражали интересы крупных бизнес-структур (ФПГ).
Галазова С.
С.
Моргоев Б.
Г.
Выравнивание экономического развития регионов России: стратегия и тактика институциональных преобразований// Вестник
Владикавказского научного центра российской академии наук.2005.-№ 4 69
[стр. 57]

обоснованию интеграционных процессов вполне правомерно, во-первых, потому, что интеграционные управленческие решения носят долговременный характер, во-вторых, потому, что они связаны с дополнительными (приростными) интеграционными издержками и доходами.
Для российской экономики длительное время, особенно на первоначальном этапе рыночных преобразований, характерно было развитие именно дезинтеграционных процессов мезоэкономического пространства, что связано с действием следующих взаимосвязанных причин: во-первых, формирование механизма рыночной конкуренции привело к разделению и дифференциации регионов с точки зрения их конкурентных преимуществ и недостатков, что выразилось в различной степени рыночной адаптации региональных субъектов с разной структурой экономики, потере межрегиональных хозяйственных связей и частичном «схлопывании» мезоэкономического пространства (особенно в старопромышленных регионах и моногородах Урала, Поволжья, Сибири); во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства на региональном уровне, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в регионы, отмене большинства региональных социальноэкономических компенсаторов, длительном отсутствии федеративного органа, отвечающего за региональное развитие, неразвитости стратегической, институциональной и инструментарной компоненты государственной региональной политики; в-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов РФ в экономических отношениях с центром в рамках «ручного управления», что зависело от способности региональных элит выстраивать взаимоотношения с центром на основе института личного доверия (или регионального оппортунизма, шантажа выхода из состава РФ и т.д.).
57

[стр.,58]

Все это приводило к ассиметричной институциональной «плотности» и „ 70 целостности рыночной среды хозяйствования регионов, порождавшей межрегиональную диспропорциональность и неравномерность процессов институционализации социально-поведенческих ожиданий и взаимодействий экономических субъектов на региональном уровне.
В то же время государство длительное время «отстранялось» от необходимости стратегического формирования и развития интеграционных ценностей и целей межрегионального развития.

В результате распада СССР и ликвидации плановой системы хозяйствования многие межрегиональные связи потеряли экономический смысл, превратившись, например, из межрегиональных во внешнеэкономические.
Так, в результате дезинтеграции единого экономического пространства СССР, разрыва кооперационных и хозяйственных связей предприятий произошел резкий обвал объема производства (50%) и возникла угроза устойчивости экономической системы, каждого государства СНГ.
На первоначальном этапе десятилетнего дезинтеграционного шока российского экономического пространства
(19912000 гг.), связанного с пострансформационным периодом перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству, межрегиональные потоки движения факторов производства происходили практически стихийно и в большей степени отражали интересы крупных бизнес-структур (ФПГ).
В то же время следует отметить роль регионов и их ассоциаций при формировании первых «нитей» межрегиональной интеграции, которая шла по типу «снизу».
Осенью 1990 г.
сибирские регионы договорились о создании межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которая была призвана заниматься социально-экономическими проблемами регионов Сибири.
Вслед за этой межрегиональной ассоциацией начали создаваться и другие.
В результате вся территория России была «поделена» между восемью ассоциациями экономического взаимодействия, включившими в свой состав 58 70 Г&тазова С.С., Моргоев В Т.
Выравнивание экономического развития регионов России: стратегия и тактика институциональных преобразований// Вестник
ВИЦ РАН.2005.-№ 4.


[стр.,64]

предпосылки возникновения, связанные с субъектным составом, особенностями региональной этноидентичности и др.
природными, историческими, социально-экономическими, институциональными факторами.
Экономика региона (субъекта Федерации) всегда носит открытый характер, что означает наличие неразрывных связей региона с федеральным центром, друг ими регионами и зарубежными странами.
Таким образом на уровне региональной экономики через привязку хозяйствующих субъектов к конкретной территории проявляются все виды интеграционных взаимодействий, охватывая как объединительные взаимодействия на рынках (товаров, услуг, капитала), так и межбюджетные отношения.
Причинами нарушения экономических связей и разобщения регионов могут быть: во-первых, резкое изменение условий среды, социальные потрясения и катаклизмы; во-вторых, появление более приоритетных связей; в-третьих, концентрация связей с близкорасположенными территориальными экономическими системами.
Примером резкого изменения условий среды может служить распад СССР и ликвидация плановой системы хозяйствования, в результате чего многие межрегиональные связи потеряли экономический смысл, превратившись, например, из межрегиональных во внешнеэкономические.
Экономическая разобщенность регионов может быть следствием изменившихся приоритетов.
Так, регионы ресурсного типа наращивают экспортные поставки в ущерб межрегиональному обмену, поскольку торговля с зарубежными странами приносит больший доход производителям и возможность получения ими валютной выручки.
И наконец, часто регионы для сохранения своей конкурентоспособности вынуждены переориентировать интеграционные экономические связи на соседние территории.
Такая переориентация в 64

[Back]