подавляющее большинство довольствуется самим фактом сознания 717 сопричастности к процессам реализации гражданских прав и свобод . Право, как важный составляющий элемент культуры, складывается и функционирует в значительной степени стихийно в форме обычного (неписаннош) права. На определенном этапе развития социума появляется необходимость в его познании и частичной формализации. При распаде локальных сообществ (патриархальных общин) возникает потребность в однозначном истолковании текстов, что требует изучения правил построения правовых текстов, описания этих правовых норм и сведения их в систему. Процесс по созданию «свода правил социального поведения» должно пройти и право, потому что механизмы и нормы, определявшие поведение в локальных сообществах (например, сельской соседской общине) перестают работать. В процессе поступательно-прогрессивного развития общества формальное право вырастает из обычного, ориентируясь на иерархии ценностей доминирующей культуры. Эти ценности доминирующей культуры должны быть отрефлексированы, осмыслены и переведены в понятные языковые формы. Однако для российского права эти процессы остались незавершенными и были выстроены на основе «грамматики социального 238 поведения» иных культур, принадлежащих к западной цивилизации» . Поэтому в жизненных практиках россиян проявляется двуединство правовой культуры, интегрировавшее диалектическое единство двух противоположных по культурным основаниям систем права отечественной и западной, заимствованной. С другой стороны, ориентация государства на сокращение объема и сфер регулирования рынка приводит к возрастанию внерыночных институтов регулирования общественных институтов саморегулирования и корпоративной культуры и общественной морали. «В идеальном случае моральная рефлексия обращена субъектом на самого себя... Моральная рефлексия становится коллективной и распространяется на разного рода 237Craig S. С. The Malevolent Leaders: Popular Discontent in America. • Bouldier-Oxford. 1993. P. 61-63. 238Касьянова К. О русском национальном характере. М.: 1994. С.23. 144 |
(неписанного) права. На определенном этапе развития социума появляется необходимость в их познании и частичной формализации. При распаде локальных сообществ (патриархальных общин) возникает потребность в однозначном истолковании текстов, что требует изучения правил построения правовых текстов, описания этих правовых норм и сведения их в систему. Процесс по созданию «свода правил социального поведения» должно пройти и право, потому что механизмы и нормы, определявшие поведение в локальных сообществах (например, сельской соседской общине) перестают работать. В процессе поступательно-прогрессивного развития общества формальное право вырастает из обычного, ориентируясь на иерархии ценностей доминирующей культуры. Эти ценности доминирующей культуры должны быть отрефлексированы, осмыслены и переведены в понятные языковые формы. Однако для российского права эти процессы остались незавершенными и были выстроены на основе «грамматики социального поведения» иных культур, принадлежащих к западной цивилизации.146 Поэтому в жизненных практиках россиян проявляется двуединство правовой культуры, интегрировавшее диалектическое единство двух противоположных по культурным основаниям систем права —отечественной и западной, заимствованной. С другой стороны, ориентация государства на сокращение объема и сфер регулирования рынка приводит к возрастанию внерыночных институтов регулирования —общественных институтов саморегулирования и корпоративной культуры и общественной морали. «В идеальном случае моральная рефлексия обращена субъектом на самого себя... Моральная рефлексия становится коллективной и распространяется на разного рода совместные практики и их носителей —коллективы и институты».147 В условиях развития сетевого общества, несмотря на относительную автономность и локальность сетевых сегментов российского общества, 146Касьянова К. О русском национальном характере. М.: 1994. С.23. 147Кустарев А. Бизнес, мораль, морализм // Pro et contra. 2004.Т.8.№ З.-C.l 16. |