Проверяемый текст
Лебедева, Наталья Николаевна. Правовая культура личности и Интернет : Теоретический аспект (Диссертация 2004)
[стр. 17]

недостатком такой трактовки является игнорирование учитываемых другими подходами деятельности субъектов, обладающих правосознанием, и ее результатов.
Во-первых, правосознание это лишь одна из характеристик правовой культуры.
Во-вторых, нельзя считать правильным включение в определение правовой культуры факторов, влияющих на последнюю.
Представляется, что многообразие различных подходов к определению правовой культуры правомерно.
Однако те или иные авторы при разных подходах зачастую абсолютизируют отдельные аспекты правовой культуры.

Приведенные определения и трактовки правовой культуры отражают лишь грани ее проявления, социальные феномены, на которые она распространяется и из которых развивается.
Кроме того, сама по себе правовая культура это не просто сознание и деятельность определенного рода, но и испытывающая воздействие права материальная и духовная сфера жизни, вся область воздействия права на общественные отношения.
По нашему мнению, нельзя сводить правовую культуру лишь к системе правовых ценностей, деятельности, какому-либо иному элементу, так как, оставляя в стороне или преуменьшая значение при ее определениях других структурных элементов, познание сущности правовой культуры будет неполным.
В связи с
этим наиболее приемлемым можно считать создание интегрированного
(культурологического) подхода к пониманию правовой культуры на основе ее структурного анализа.
Такой подход выступает методологическим основанием для анализа всех проявлений правовой культуры.
Данное положение подтверждается наблюдающимся взаимным сближением, обогащением рассматриваемых концепций, хотя
они и продолжают самостоятельное существование.
В последние годы наметилось ведущее положение двух концепций правовой культуры как творческой
17
[стр. 20]

систему, и определяли культуру как «непосредственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний»1.
Существуют и иные подходы к пониманию правовой культуры.
Ее определяют, например, как правовую среду обитания людей, совокупность текстов, когда-либо легитимированных как правовые, и механизм по их созданию, хранению и трансляции , особый социальный механизм, с помощью которого обеспечивается в соответствии с достигнутым уровнем правового сознания производство, сохранение и передача правовых ценностей, информации, традиций, способствующих правомерному и социально активному поведению людей ; как постоянно совершенствующего процесса поступательного развития правовой действительности, а с другой, как совокупности достигнутых результатов в сфере права в целом ; как выражение государственно-правового опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных процессах продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение5.
Профессор А.Б.
Венгеров определяет правовую культуру как «более высокую и емкую форму правосознания»6.
Существенным недостатком данной трактовки является игнорирование деятельности субъектов, обладающих правосознанием, и ее результатов.
Правосознание — это лишь одна из характеристик правовой культуры.

Нельзя считать правильным и включение в определение правовой культуры факторов, влияющих на последнюю.
Представляется, что многообразие различных подходов к определению правовой культуры правомерно.
Однако те или иные авторы при разных подходах зачастую абсолютизируют отдельные аспекты правовой культуры.

20 Лотман Ю.М., Успенский Б.А.
О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М.
Семиосфера.СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000,С.487 2Поляков A.B.
Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход.
Курс лекций.
2-е изд., доп.СПб.
: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.С.
450 3 Федорин В.
П.
Правовая культура как фактор укрепления социалистической законности (Теоретические вопросы).
Дисс....
канд.
юр.
наук.
М., 1986.С.
16.
4 Кожевников В.В.
Профессиональная правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел.
Дис ...
канд.
юр.
наук.
М., 1992.
С.
37-38 5Иванников И.А.
Концепция правовой культуры // Правоведение.-1998.-№3.-С.13 6Венгеров А.Б.
Теория государства и права: Учебник для юр.
вузов.М.: Юриспруденции, 2000.С.321

[стр.,21]

Приведенные определения и трактовки правовой культуры отражают лишь грани ее проявления, социальные феномены, на которые она распространяется и из которых развивается.
Кроме того, сама по себе правовая культура это не просто сознание и деятельность определенного рода, но и испытывающая воздействие права материальная и духовная сфера жизни, вся область воздействия права на общественные отношения.
По нашему мнению, нельзя сводить правовую культуру лишь к системе правовых ценностей, деятельности, какому-либо иному элементу, так как, оставляя в стороне или преуменьшая значение при ее определениях других структурных элементов, познание сущности правовой культуры будет неполным.
В связи с этим наиболее приемлемым можно считать создание интегрированного
(синтетического) подхода к пониманию правовой культуры на основе ее структурного анализа.
Такой подход выступает методологическим основанием для анализа всех проявлений правовой культуры.
Данное положение подтверждается наблюдающимся взаимным сближением, обогащением рассматриваемых концепций, хотя
и они продолжают самостоятельное существование.
В последние годы наметилось ведущее положение двух концепций правовой культуры как творческой
деятельности и как специфического способа человеческой деятельности, наблюдается их взаимодополняемость.
Представители этих концепций ориентируются в своих исследованиях на анализ различных, однако естественно предполагающих друг друга объектов, правовой культуры личности и правовой культуры всего общества.
Представляется возможным определить правовую культуру, как совокупность материальных и духовных достижений в правовой жизник общества .
Следовательно, правовая культура отражает качественной состояние правовой жизни общества, предстает как право и его реализация в определенном качественном состоянии их развития.
21 1 Перефразируя 3.
Фрейда, можно сказать, что правовая культура это все то, в чем человеческая жизнь возвысилась с возникновением права.
(См.
Фрейд 3.
Будущее одной иллюзии // Хрестоматия по культорологии.М.: Центр, 1998.-С.
105

[стр.,174]

174 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ♦ Правовая культура представляет собой сложное системное образование, которое является целостным сочетанием отдельных элементов, каждый из которых упорядоченно связан друг с другом.
В настоящее время в юридической науке сложился ряд методологических подходов к исследованию правовой культуры.
Среди них значительное распространение получили семиотическая концепция культуры, аксиологический, функциональный, деятельностный и иные подходы к пониманию правовой культуры.
Многообразие различных подходов к определению правовой культуры правомерно.
Однако те или иные авторы при разных подходах зачастую абсолютизируют отдельные аспекты правовой культуры.

На наш взгляд, нельзя сводить правовую культуру лишь к системе правовых ценностей, деятельности, какому-либо иному элементу, так как, оставляя в стороне или преуменьшая значение при ее определениях других структурных элементов, познание сущности правовой культуры будет неполным.
В связи с
чем, представляется целесообразным создание интегрированного подхода к пониманию правовой культуры на основе ее структурного анализа, который бы стал методологической основой для анализа всех проявлений правовой культуры.
Данное положение подтверждается наблюдающимся взаимным сближением, обогащением рассматриваемых концепций, хотя
и они продолжают самостоятельное существование.
Представляется возможным дать следующее определение правовой культуры: это совокупность материальных и духовных достижений в правовой жизни общества.
Правовая культура представляет собой сложное системное образование, которое является целостным сочетанием отдельных элементов, каждый из которых упорядоченно связан друг с другом.
Анализ различных

[Back]