считает основным фактором правовой культуры институциональную инфраструктуру юридическую профессию и методы разрешения споров, не придавая особого значения этнологическим и экономическим факторам, национальной правовой ментальности (в том числе правосознанию). Данный подход отрицает устоявшийся в науке тезис о том, что право возникает на основе обычаев и народных верований (историческая школа права Ф.Г. Савиньи), и лишь затем трансформируется в юридические нормы. С данным утверждением нельзя согласиться, так как «любой институт испытывает влияние какой-либо культуры, с ее языком, 28 п традициями, нормами поведения и т.д.» . В тоже время нельзя согласиться с точкой зрения сторонников крайнего консервативного национализма, абсолютизирующих самобытность национального развития, согласно которой формально-юридические источники и юрисдикционные структуры в основном результаты фундаментальных особенностей менталитета народа. Кроме того, современная российская правовая культура утрачивает изоляционные черты и становится открытой. При этом межкультурное взаимодействие как фактор формирования правовой культуры определяется следующими обстоятельствами: 1) культурно-правовой близостью контактирующих сообществ; 2) отношением носителей культурыреципиента к культуре-донору (заимствованию правовых институтов способствует создание технологического и экономического превосходства соответствующей страны; когда же господство основывается на военных, силовых средствах, негативное отношение порабощенного населения к угнетателям препятствует рецепции); 3) степени связи с другими элементами общества (чем сильнее интегрированы компоненты культуры, тем сложнее изменить облик каждого из них в отдельности)29. В теории права наиболее подробно и полно структура правовой культуры отражена И.А. Иванниковым, включившим в последнюю 28Joseph II. Carens. Culture, and Community. A Contextual Exploration of Justice as Evenhandedness. Published in the United States by Oxford University Press Inc., New York. 2000.P.260. 29 Матвиенко E.A. / Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научнотеоретической конференции)//Государство и право.2001.-№ 10.-С. 107. 22 |
Много сторонников имеет аксиологический подход к изучению правовой культуры. При этом правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества. Такой подход обеспечивает характеристику правовой культуры как меры гуманизации человека и общества , позволяет четко отграничить правовую культуру от других близких и взаимосвязанных с нею правовых категорий, обосновать ее преемственность и подчеркнуть, что к ней относятся лишь процессы и явления, которые отражают сущность правового государства и гражданского общества, его основные устои и принципы . Аксиологическое направление в исследовании правовой культуры основывается на философском изучении именно ценностного аспекта культуры и дает возможность определить социальные основы правовой культуры, объективные свойства ее нормативности, духовные и нравственные аспекты. В данном случае «прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна» . Определенное значение в юридической науке имеет функциональное исследование правовой культуры. Основное содержание данного подхода состоит в уяснении роли правовой культуры под углом зрения деятельности субъектов права, критерием которой является соответствие ее высшим ценностным критериям права. В данном случае под правовой культурой следует понимать совокупность всех элементов юридической надстройки, рассматриваемые в динамике4. Используя функциональное определение правовой культуры, можно говорить о связи ее содержательной стороны со степенью развитости социальных 18 1 Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. Автореф. дис ... докт. юрид. наук. Л., 1990. С. 14-16. 2 Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории). Дисс....канд. юр. наук. СПб, 1993.С. 70 3Агибалова Е.Н. / Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции)//Государство и право.2001.-№ 10.-С.108 4 Сальников В.П. Социалистическая законность: правовая культура и эффективность // Административноправовые аспекты правового воспитания личного состава органов внутренних дел.-Киев, 1984.С. 4. социологии права, включающую в себя: 1) количество, компетенцию, юрисдикцию судов, способы апелляции в судебные органы; организацию и устройство легислатур; исполнительной власти, уголовно-процессуальные процедуры; 2) правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в рамках системы; 3) отношение людей к праву и правовой системе —их убеждения, ценности, идеалы и ожидания — то, что движет юридическим процессом. Применительно к некоторым странам (например, США) возможно говорить о «местной правовой культуре» особой локальной неформальной системе взглядов, интересов, практики1. Данный перечень представляется незавершенным, так как ученый считает основным фактором правовой культуры институциональную инфраструктуру — юридическую профессию и методы разрешения споров, не придавая особого значения этнологическим и экономическим факторам, национальной правовой ментальности (в том числе правосознанию). Данный подход отрицает устоявшийся в науке тезис о том, что право возникает на основе обычаев и народных верований (историческая школа права Ф.Г. Савиньи), и лишь затем трансформируется в юридические нормы. С данным утверждением нельзя согласиться, так как «любой институт испытывает влияние какой-либо культуры, с ее языком, традициями, нормами поведения и т.д.» . В тоже время нельзя согласиться с точкой зрения сторонников крайнего консервативного национализма и самобытности национального развития, согласно которой формально-юридические источники и юрисдикционные структуры в основном результаты фундаментальных особенностей менталитета народа. Кроме того, российская правовая культура утрачивает изоляционные черты и становится открытой. При этом межкультурное взаимодействие как фактор формирования правовой культуры определяется следующими обстоятельствами: 1) культурноправовой близостью контактирующих сообществ; 2) отношением носителей культуры-реципиента к культуре-донору (заимствованию правовых институтов 1Голландская правовая культура / Отв. ред В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова.-М.: Изд-во «Легат», 1998 -С.61 2 Joseph H. Carens. Culture, and Community. A Contextual Exploration of Justice as Evenhandedness. Published in the United States by Oxford University Press Inc., New York. 2000.P.260 25 способствует создание технологического и экономического превосходства соответствующей страны; когда же господство основывается на военных, силовых средствах, негативное отношение порабощенного населения к угнетателям препятствует рецепции); 3) степени связи с другими элементами общества (чем сильнее интегрированы компоненты культуры, тем сложнее изменить облик каждого из них в отдельности) . Наиболее подробно и полно структура правовой культуры отражена И.А. Иванниковым, включившим в последнюю следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты . Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Например, право входит в систему социальных норм; правоотношения являются разновидностью общественных отношений и т.д. Таким образом, данные категории интегрируют в общее правовое пространство, правовую систему, однако в определении сущности и содержания последней правовой культуре отводится основная роль. Исследование правовой культуры во взаимосвязи с другими социальными явлениям, формами ее проявления помогает шире раскрыть систему правовой культуры и отнести к ней широкий комплекс материальных и духовных явлений, выходящих прямо или косвенно на различные стороны государственно-правовой жизни общества. К последним принадлежит политико-правовая идеология и правовая наука, государственно-правовые интересы и потребности личности, принципы, формы и институты государственной власти, законность и правопорядок, система общественного контроля и ответственности, каналы, политико-правовых коммуникаций, правовые элементы общественного мнения, структура и механизм действия политической и правовой системы, исторический, 26 1Матвиенко Е.А. / Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право,2001.№ 10.-С, 107 2Иванников И.А. Концепция правовой культуры //Правоведение.-1998.-№3.-СЛ4 |