Проверяемый текст
Лебедева, Наталья Николаевна. Правовая культура личности и Интернет : Теоретический аспект (Диссертация 2004)
[стр. 27]

факторами, а связь инкультурации с социализацией влечет интернализацию политических, культурных, правовых ценностей.
Следует отметить, что право отличается неодинаковой социальной
очевидностью в том смысле, что не все его аспекты в одинаковой степени квалифицируются индивидами как принадлежащие праву.
В своей технической, опубликованной форме, оно редко используется неюристами.
Когда право обретает форму институтов (государство, суд и т.д.), оно достигает степени очевидности, которая привлекает к себе внимание, почти скрывая другие аспекты права.
В данном случае речь идет об «эксплицитной», или «сознательной» правовой социализации.
В противоположном случае, когда субъект воспринимает ситуации или социальные отношения, как не имеющие прямого отношения к праву (например, семья, ответственность, свобода), но в тоже время интегрирует в образ элементы, принадлежащие праву, следует говорить об «имплицитной», или «несознательной» правовой социализации.
Исходя из указанного понимания правовой социализации, согласно которому субъект осваивает право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого, и вошли в его собственную систему представлений о мире, авторы данной концепции различают два аспекта этого освоения.
В первом случае происходит
1 С «правовая аккультурация субъекта» , в ходе которой он приобретает общие знания правовой культуры, доминирующей в его обществе.
Приобретение этих общих знаний, существование общих социальных
представлений о законах и институтах, об отношениях между государством и гражданином, об общих ценностях, на которые они опираются, обеспечивают всех членов данной правовой культуры «единым языком», позволяя им общаться, понимать друг друга.
Во втором случае, существующем параллельно первому, возникает явление «аккультурации субъектом права» или различных объектов,
'У г Поляков A.B.
Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход.
Курс лекций.
2-е изд., доп.
СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

С.604.

27
[стр. 20]

систему, и определяли культуру как «непосредственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний»1.
Существуют и иные подходы к пониманию правовой культуры.
Ее определяют, например, как правовую среду обитания людей, совокупность текстов, когда-либо легитимированных как правовые, и механизм по их созданию, хранению и трансляции , особый социальный механизм, с помощью которого обеспечивается в соответствии с достигнутым уровнем правового сознания производство, сохранение и передача правовых ценностей, информации, традиций, способствующих правомерному и социально активному поведению людей ; как постоянно совершенствующего процесса поступательного развития правовой действительности, а с другой, как совокупности достигнутых результатов в сфере права в целом ; как выражение государственно-правового опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных процессах продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение5.
Профессор А.Б.
Венгеров определяет правовую культуру как «более высокую и емкую форму правосознания»6.
Существенным недостатком данной трактовки является игнорирование деятельности субъектов, обладающих правосознанием, и ее результатов.
Правосознание — это лишь одна из характеристик правовой культуры.
Нельзя считать правильным и включение в определение правовой культуры факторов, влияющих на последнюю.
Представляется, что многообразие различных подходов к определению правовой культуры правомерно.
Однако те или иные авторы при разных подходах зачастую абсолютизируют отдельные аспекты правовой культуры.
20 Лотман Ю.М., Успенский Б.А.
О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М.
Семиосфера.СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000,С.487 2Поляков A.B.
Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход.
Курс лекций.
2-е изд., доп.СПб.
: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.С.

450 3 Федорин В.
П.
Правовая культура как фактор укрепления социалистической законности (Теоретические вопросы).
Дисс....
канд.
юр.
наук.
М., 1986.С.
16.
4 Кожевников В.В.
Профессиональная правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел.
Дис ...
канд.
юр.
наук.
М., 1992.
С.
37-38 5Иванников И.А.
Концепция правовой культуры // Правоведение.-1998.-№3.-С.13 6Венгеров А.Б.
Теория государства и права: Учебник для юр.
вузов.М.: Юриспруденции, 2000.С.321

[стр.,30]

взаимообуславливающими факторами, а связь инкультурации с социализацией влечет интернализацию политических, культурных, правовых ценностей.
При этом следует учитывать что, под поведением в науке принято понимать присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде.
Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее в целях самосохранения и приспособления к условиям своего существования .
Следует отметить, что право отличается неодинаковой социальной
очевидностью в том смысле, что не все его аспекты в одинаковой степени квалифицируются индивидами как принадлежащие праву.
В своей технической, опубликованной форме, оно редко используется неюристами.
Когда право обретает форму институтов (государство, суд и т.д.), оно достигает степени очевидности, которая привлекает к себе внимание, почти скрывая другие аспекты права.
В данном случае речь идет об «эксплицитной», или «сознательной» правовой социализации.
В противоположном случае, когда субъект воспринимает ситуации или социальные отношения, как не имеющие прямого отношения к праву (например, семья, ответственность, свобода), но в тоже время интегрирует в образ элементы, принадлежащие праву, следует говорить об «имплицитной», или «несознательной» правовой социализации.
Исходя из указанного понимания правовой социализации, согласно которому субъект осваивает право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого, и вошли в его собственную систему представлений о мире, авторы данной концепции различают два аспекта этого освоения.
В первом случае происходит
«правовая аккультурация субъекта», в ходе которой он приобретает общие знания правовой культуры, доминирующей в его обществе.
Приобретение этих общих знаний, существование общих социальных
30 1Поляков A.B.
Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход.
Курс лекций.
2-е изд., доп.СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.С.604


[стр.,31]

представлений о законах и институтах, об отношениях между государством и гражданином, об общих ценностях, на которые они опираются, обеспечивают всех членов данной правовой культуры «единым языком», позволяя им общаться, понимать друг друга.
Во втором случае, существующем параллельно первому, возникает явление «аккультурации субъектом права» или различных объектов,
принадлежащих общей правовой культуре.
Субъект дает им специфическое содержание, которое имеет особый смысл в культуре его семейной и социальной среды.
Индивид интерпретирует объекты права в свете системы норм и значений усвоенного первоначального культурного контекста; эта система позволяет ему понять и интегрировать свой личный опыт .
Подводя итог теоретическому осмыслению понятия правовой культуры и Интернета в теории государства и права, необходимо отметить следующее.
Правовая культура общества как сложное системное образование представляет собой совокупность материальных и духовных достижений в правовой жизни общества.
Она выступает как смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов в правовой жизни общества.
В свою очередь правовая культура личности выражается в представлениях граждан как субъектов права о правовых явлениях, которые воплощаются на практике как стиль их деятельности.
При этом правовая культура как детерминирует формы жизнедеятельности человека, так и является способом реализации его творческих возможностей.
Процесс формирования правовой культуры личности характеризуется многогранностью, большой совокупностью составляющих, разнообразием соотношений качественных и количественных, объективных и субъективных факторов, многообразием форм их проявления и динамикой развития.
Это обстоятельство неизбежно влечет определенные различия в правовой культуре 31 1 Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М.
Образы права в России и Франции: Учебное пособие,М.: Аспект Пресс, 1996,С,13

[Back]