Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона и др . В основе культурно-исторического подхода к мировой правовой культуре лежит идея культурно-исторических типов, позволяющая выделить столько типов правовых культур, сколько существовало в прошлом и существует в настоящее время соответствующих материнских культурно-исторических типов, материнских цивилизаций. Причем качественно новым, перспективным с точки зрения истории, типом Н.Я. Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идей возрождения культуры. В рамках указанного подхода необходимо отметить исследование взаимодействия правовых культур, главным образом западной и российской, проведенное А.М. Величко43. В данном случае содержание того или иного типа обусловливается характером религиозных воззрений, коренящихся в истоках народного сознания. В свою очередь A.B. Поляков считает целесообразным выделение западной и восточной правовых культур, в рамках которых выделяются англосаксонская, романогерманская, исламская правовые культуры и т.д. Семитко А.П. выделил два исторических типа правовой культуры: социоцентристский и персоноценстристский. Основанием такого выделения является правовое положение личности, уровень обеспечиваемой правом свободы человека. Правовое развитие в целом идет от социоцентристского к персоноценстристскому типу правовой культуры, то есть к такому, в центре которого стоит личность, ее права, свободы и законные интересы, и все правовые средства, механизмы и институты направлены на поддержание центрального, 42См. Тойнби А. Дж. Постижение истории (Пер. с англ.) / Сост. А.П. Огурцов,М: Прогресс, 1991 736 с; Шпенглер О. Закат Европы Т.1. Образ и действительность.Новосибирск: ВО «Наука», 1993.591 с. 43См.: Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб.: Издво Юридического института (Санкт-Петербург), 1999.-235 с. 44 Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.-452 с. 45 См. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Дисс... докт. юр. наук.Екатеринбург, І996. 288 с. 34 |
37 обособленность культур в истории и мире, был Н.Я. Данилевский1. В дальнейшем данная концепция нашла развитие в трудах О. Шпенглера, А.Ф Тойнби, С. Хантингтона2. В основе данного (культурно-исторического) подхода к мировой правовой культуре лежит идея культурно-исторических типов, позволяющая выделить столько типов правовых культур, сколько существовало в прошлом и существует в настоящее время соответствующих материнских культурноисторических типов, материнских цивилизаций. Причем качественно новым, перспективным с точки зрения истории, типом Н.Я. Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идей возрождения культуры. В рамках указанного подхода необходимо отметить исследование взаимодействия правовых культур, главным образом западной и российской, проведенное А.М. Величко . В данном случае содержание того или иного типа обусловливается характером религиозных воззрений, коренящихся в истоках народного сознания. В свою очередь A.B. Поляков считает целесообразным выделение западной и восточной правовых культур, в рамках которых выделяются англосаксонская, романо-германская, исламская правовые культуры и т.д 5 Семитко А.П. выделил два исторических типа правовой культуры: социоцентристский и персоноценстристский. Основанием такого выделения является правовое положение личности, уровень обеспечиваемой правом свободы человека. Правовое развитие в целом идет от социоцентристского к персоноценстристскому типу правовой культуры, т.е. к такому, в центре 1Данилевский Н.Я. Россия и Европа,М., 1991.С.91 2См. Тойнби А. Дж. Постижение истории (Пер. с англ.) / Сост. А.П. Огурцов,М.: Прогресс, 1991.736 с.; Шпенглер О. Закат Европы Т.1. Образ и действительность.Новосибирск: ВО «Наука», 1993.591 с. 3 См. Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур.СПб.: Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 1999,235 с. 4 Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп.СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.С. 452 5 См. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Дисс... докт. юр. наук.Екатеринбург, 1996.-288 с. а |