Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 49]

ности с ритуалом миф представляет собой исторически первую мировоззренческую парадигму, содержащую и передающую из поколения в поколение# принятые обществом нормы поведения и взаимоотношений.
Миф играет настолько важную роль в жизни архаических культур, что его можно определить как драматическое повествование, структурирующее всю жизнь общества.
Это не индивидуально-личностное, а коллективно-общинное повествование, к которому члены общины причастны именно благодаря своему членству в ней.
Миф также обеспечивает необходимую интерпретативную парадигму, обрамляя повседневную деятельность индивидов своими базисными паттернами.
Кроме того, мифологические паттерны содержатся в ритуале действенно-практическом компоненте архаического мировоззрения.
Точно так же, как язык является символической системой, построенной по определенным правилам, так и ритуал представляет собой систему символических действий, которая тоже строится на основе определенных правил.
Ритуальное поведение соединяет символические и структурно-функциональные аспекты социального взаимодействия и формирует исходные социокультурные нормы как для всех основных институциональных сфер, так и для макросоциального порядка.
Ритуальная практика придает нормативный характер жизни каждого индивида и общества в целом, регламентируя повседневные занятия людей, внося в их существование необходимые запреты, полагая преграды индивидуальному произволу.
Религия также представляет собой специфическую нормативную систему, функционировавшую уже в древних обществах.
Поскольку религиозным нормам приписывается происхождение от сверхъестественного начала, они доводятся до сведения людей через особых избранных свыше лиц, получивших откровение пророков, или посредников между сакральным и профанным мирами.
Религиозные нормы абсолютны, они не допускают
альтернатив или разночтений, и нарушающий их человек не подлежит оправданию.
Они не допускают также сомнений и опровержений; действуя как
49
[стр. 59]

Наиболее древней нормативной системой является миф.
В совокупности с ритуалом миф представляет собой исторически первую мировоззренческую парадигму, содержащую и передающую из поколения в поколение принятые обществом нормы поведения и взаимоотношений.
Миф играет настолько важную роль в жизни архаических культур, что его можно определить как драматическое повествование, структурирующее всю жизнь общества.
Это не индивидуально-личностное, а коллективнообщинное повествование, к которому члены общины причастны именно благодаря своему членству в ней.
Миф также обеспечивает необходимую интерпретативную парадигму, обрамляя повседневную деятельность индивидов своими базисными паттернами.
Кроме того, мифологические паттерны содержатся в ритуале действенно-практическом компоненте архаического мировоззрения.
Точно так же, как язык является символической системой, построенной по определенным правилам, так и ритуал представляет собой систему символических действий, которая тоже строится на основе определенных правил.
Ритуальное поведение соединяет символические и структурно-функциональные аспекты социального взаимодействия и формирует исходные социокультурные нормы как для всех основных институциональных сфер, так и для макросоциального порядка.
Ритуальная практика придает нормативный характер жизни каждого индивида и общества в целом, регламентируя повседневные занятия людей, внося в их существование необходимые запреты, полагая преграды индивидуальному произволу.
Религия также представляет собой специфическую нормативную систему, функционировавшую уже в древних обществах.
Поскольку религиозным нормам приписывается происхождение от сверхъестественного начала, они доводятся до сведения людей через особых избранных свыше лиц, получивших откровение пророков, или посредников между сакральным и профанным мирами.
Религиозные нормы абсолютны, они не допускают


[стр.,60]

альтернатив или разночтений, и нарушающий их человек не подлежит оправданию.
Они не допускают также сомнений и опровержений; действуя как
императивы, они предписывают определенные модели социального поведения на основе особого состояния души веры.
В древних обществах право как регулятор еще не отделилось от религии, и это легко объяснить, если иметь в виду, что все мысли, все поведение людей диктовалось верой в сверхъестественное.
В обществах современного типа даже в религиозных законодательствах проводится различие между авторитетом правосудия и совестью.
Собственно религия занимается вопросами совести.
Впрочем, было бы невозможно отождествить совесть и право как в смысле действий, которое оно регламентирует, так и в смысле применяемых санкций.
Различие между правом и моралью как регулятором человеческого поведения тоньше, поскольку и то, и другое находятся в одной и той же плоскости, хотя мораль, даже та, которую принято называть “социальной”, имеет гораздо менее выраженный социальный характер, чем право.
Ее истинной областью является индивидуальное сознание, тогда как предписания права имеют непременно коллективный характер и касаются в равной степени как социальной группы, так и заинтересованного лица.
Поэтому сфера применения норм морали отличается от области применения правовых норм, хотя это две смежные области.
В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо плохо, благородно низко).
Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы.
Для них характерно отсутствие текстуального закрепления и правовых санкций.
Однако невзирая на указанные отличия, право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения и тесно взаимосвязаны.
Как правило, все правовое подлежит в то же время моральным оценкам.
Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных к праву.
Это объясняется тем, что моральные оценки универсальны, а правовые ограничены конкретными сферами действительности.
По сравнению с правом мораль одновременно и бо

[Back]