Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 52]

одновременно.
«Общественное мнение имеет тенденцию к проявлению моральных реакций в тех случаях, когда считает, что данное явление должно регулироваться правом.
В то же время не всякое поведение, которое с точки зрения
I общественного мнения имеет отрицательную моральную оценку, вызывает правовую реакцию в виде официальных правовых санкций.
Другими словами, в общественном мнении существует сфера явлений, имеющих чисто моральный
характер, а также сфера явлений, имеющих смешанный, морально-правовой характер; явлений же чисто правового характера не существует»59.
Однако нам представляется, что концепция Подгурецкого при всей ее оригинальности не вполне соответствует действительности.
Скорее верным является понимание соотношения морали и права как смежных и
имеющих область пересечения форм социальной регуляции.
Мораль и право слишком близки друг к другу, чтобы между ними не существовало промежуточной зоны.
Так, например, в праве известны неполные обязательства, называемые
«натуральными», которые снабжены полусанкциями в том смысле, что кредитор не может обращаться в суд с тем, чтобы добиться возвращения долга, а должник, выполнивший свое обязательство, не может со своей стороны утверждать, что произвел оплату недолжного, и требовать возмещения.
Мораль, прежде всего, это огромный резервуар, из которого черпает право.
По мере усовершенствования права его требования становятся всё более настоятельными и обыкновенные обязанности превращаются вюридические обязательства.

Правовое сознание тесно связано с моральным сознанием.
Правовые нормы, как и принципы морали, являются социально общезначимыми и в силу этого общеобязательными.
Однако, несмотря на взаимное пересечение сфер морального и правового регулирования, между социальным функционированием моральных и правовых норм имеются глубокие различия.

Правовые предписания формальны по своему характеру и 52 59 Подгурецкий А.
Очерк социологии права.
—М., 1974.
— С.256-257.
[стр. 62]

Существуют три основных вида поведения людей, связанного с правовыми и моральными нормами: а) поведение, которое подлежит исключительно моральной оценке; б) поведение, которое подлежит исключительно правовой оценке; в) поведение, которое подлежит как правовой, так и моральной оценке одновременно.
Общественное мнение имеет тенденцию к проявлению моральных реакций в тех случаях, когда считает, что данное явление должно регулироваться правом.
В то же время не всякое поведение, которое с точки зрения
общественного мнения имеет отрицательную моральную оценку, вызывает правовую реакцию в виде официальных правовых санкций.
Другими словами, в общественном мнении существует сфера явлений, имеющих чисто моральный
характер, а также сфера явлений, имеющих смешанный, моральноправовой характер; явлений же чисто правового характера не существует1.
Однако нам представляется, что концепция Подгурецкого при всей ее оригинальности не вполне соответствует действительности.
Скорее верным является понимание соотношения морали и права как смежных и
даже имеющих область пересечения форм социальной регуляции.
Мораль и право слишком близки друг к другу, чтобы между ними не существовало промежуточной зоны.
Так, например, в праве известны неполные обязательства, называемые
“натуральными”, которые снабжены полусанкциями в том смысле, что кредитор не может обращаться в суд с тем, чтобы добиться возвращения долга, а должник, выполнивший свое обязательство, не может со своей стороны утверждать, что произвел оплату недолжного, и требовать возмещения.
Мораль, прежде всего, это огромный резервуар, из которого черпает право.
По мере усовершенствования права его требования становятся всё более настоятельными и обыкновенные обязанности превращаются в юридические обязательства.

1См.: Подгурецкий А.
Очерк социологии права.
М., 1974.
С.256-257.


[стр.,63]

Правовое сознание тесно связано с моральным сознанием.
Правовые нормы, как и принципы морали, являются социально общезначимыми и в силу этого общеобязательными.
Однако несмотря на взаимное пересечение сфер морального и правового регулирования между социальным функционированием моральных и правовых норм имеются глубокие различия.

ПраФ вовые предписания формальны по своему характеру и институционализированы, их выполнение жестко контролируется и стимулируется соответствующими санкциями.
Не допускающие формализации моральные императивы действуют в непосредственной практике человеческого общения.
Нравственные нормы являются не только внешними регуляторами межличностных отношений, но затрагивают тонкие механизмы внутренней поведенческой мотивации.
В то время как правовые нормы предполагают разделение субъекта и объекта регулирования, мораль, напротив, основывается на саморегулировании, на совпадении субъекта и объекта.
Необходимым условием регулятивного функционирования морали выступает личная свобода индивида, а контроль над выполнением ее норм осуществляет совесть.
Тесные связи между моралью и правом могут в некоторых случаях порождать конфликты.
Может, в частности, случиться, что та или иная норма, установленная в правовом поле, будет отвергаться членами сообщества из-за моральных побуждений, например, военными, которым дали приказ выполнить то, что противоречит их религиозным или нравственным убеждениям ^ (допустим, солдатами, по политическим или религиозным мотивам уклоняющимися от призыва и т.д.).
Такая ситуация совершенно исключается концепцией Подгурецкого.
Должна ли правовая норма отступать перед нормой морали, или следует ратовать за приоритет права? Для социолога ответ не вызывает сомнений: подчиняться следует правовой норме, поскольку до тех пор, пока она остается в силе, такая норма отражает волю социальной группы, тогда как моральная норма должна подпадать под приоритет правовой нормы до того времени, пока она не обретет признание группы.

[Back]