Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 54]

общество, где право в полной мере стало всеобщим регулятором, характеризуется его доминированием над всеми другими социальными регуляторами.
Этому состоянию общества соответствует такой уровень развития правосознания и правовой культуры, когда правовой способ разрешения разнообразных социальных конфликтов признается единственно возможным.
В противоположность этому в обществах переходного типа, не достигших стадии правового государства, правовая культура иная, что обусловлено длительным господством традиционно иного соотношения права и морали
Ф как социальных регуляторов.
В частности, в России процесс формирования правовой культуры развивался в контексте противостояния права и морали, причем побеждала, в отличие от западноевропейских традиций, мораль.

Думается, есть необходимость рассмотреть аксиологическую антиномию российской традиции «мораль или право».
Аксиологический подход к исследованию правовой культуры представляется вполне обоснованным, поскольку речь идет об изучении относительно автономной сферы
социетальной культуры, важнейший элемент Ф которой составляют ценности общества.
Как подчеркивает О.В.
Орлов,
«ценностное отношение возникает в процессе и на основе социальной практики, оно выражает связь между познающим и преобразующим мир субъектом и объектом, на который направлено воздействие субъекта, оно дополняет познание истины бытия раскрытием его ценности.
Аксиологические представления, таким образом, обладают реальным
содержанием»60.
Существование аксиологических отличий правопонимания и правовой культуры Запада и России долгое время замалчивалось и нивелировалось.
В рамках марксистского формационного подхода
фундаментальным было представление о единстве этапов исторического процесса и единых культурно-правовых, надстроечных, характеристиках этих этапов.
Отсюда
54 60 Орлов О.В.
Личностная ценность права
//http://www.ncstu.ru/pindex.php32path=_*docs/pdf/phyl/XHI& source-index
[стр. 64]

Право, во всяком случае на формальном уровне, в равной мере защищает и оберегает интересы всех членов общества.
Поэтому оно выступает в роли регулятора всей социальной системы в целом.
Кроме того, право в современном обществе является своего рода унифицированным регулятором всей .социальной жизни, поскольку в силу своего всеобщего характера регулирует действие других регуляторов.
Правовое общество, то есть общество, где право в полной мере стало всеобщим регулятором, характеризуется его доминированием над всеми другими социальными регуляторами.
Этому состоянию общества соответствует такой уровень развития правосознания и правовой культуры, когда правовой способ разрешения разнообразных социальных конфликтов признается единственно возможным.
В противоположность этому в обществах переходного типа, не достигших стадии правового государства, правовая культура иная, что обусловлено длительным господством традиционно иного соотношения права и морали
как социальных регуляторов.
В частности, в России процесс формирования правовой культуры развивался в контексте противостояния права и морали, причем побеждала, в отличие от западноевропейских традиций, мораль.

Ниже мы подробнее вернемся к этой теме.
Пока ограничимся только констатацией того, что современные отечественные теоретики права (в частности, B.C.
Нерсесянц) критически относятся к этому традиционному для России предпочтению: “Закон (позитивное право) должен быть правовым, но не моральным, религиозным и т.д.
Морализация закона столь же ошибочна и вредна, как и узаконение (огосударствление) морали”.
В то же время некоторые современные представители философии права (к примеру, Э.Ю.Соловьев) стремятся оставаться в рамках отечественной традиции правопонимания, настаивая на наличии в правосознании аспекта моральной оценки: “Правосознание нельзя понимать как простое отражение господствующих законов и установлений, как повседневную “юридическую компетентность”.
Пра

[стр.,79]

# В настоящей главе диссертации мы ставим перед собой задачу очертить специфические черты российской традиции правопонимания.
В первом параграфе мы остановимся на анализе ее аксиологических аспектов, а именно соотношения в иерархии социальных регуляторов формального права и морали.
Второй параграф посвящен проблеме правового ментапи^ тета.
В третьем параграфе нам предстоит обратиться к исследованию традиционного для российской социокультурной ментальности отношения к идее государственности в контексте формирования правовой культуры.
2.1.
Аксиологическая антиномия российской традиции: мораль или право Аксиологический подход к исследованию правовой культуры представляется вполне обоснованным, поскольку речь идет об изучении относительно автономной сферы социетапьной культуры, важнейший элемент которой составляют ценности общества.
Как подчеркивает О.В.
Орлов,
& «ценностное отношение возникает в процессе и на основе социальной практики, оно выражает связь между познающим и преобразующим мир .субъектом и объектом, на который направлено воздействие субъекта, оно дополняет познание истины бытия раскрытием его ценности.
Аксиологические представления, таким образом, обладаю т реальным
содержанием»1.
Обратимся за подкреплением этой идеи к классикам.
В теоретической системе П.А.
Сорокина одной из базовых категорий является ценность.
Ценность, согласно Сорокину, составляет необходимое условие познания, которое, в свою очередь, становится условием бытия культуры.
По большому счету именно ценность, считает Сорокин, направляет человеческую потребность в смысле и в творческом искании этого смысла в определенное русло, в котором спонтанно складывается продуктивное соотношение интенций познания и формируется его та или иная жизнеспособная форма.
Эта последняя 1Орлов О.В.
Личностная ценность права
//http://wu4y.ncstu.ru/pindex,php32path=_docs/pdf/phy!/XIII&soiirce=index * 79

[стр.,80]

представляет своего рода самоорганизующуюся информационную систему, которая специализируется на накоплении информации определенного типа: религиозного, философско-эстетического или чувственного.
В свою очередь, условием существования и социального влияния ценности являетсяее соответствие реальности.
Ценность может господствовать в культуре достаточно длительное время лишь при некотором минимуме такого соответствия.
Поэтому она должна быть согласована с приоритетной традицией знания, должна получить и постоянно «подтверждать» через ее посредство свою легитимацию.
Существование аксиологических отличий правопонимания и правовой культуры Запада и России долгое время замалчивалось и нивелировалось.
В рамках марксистского формационного подхода,
как уж е указывалось выше, фундаментальным было представление о единстве этапов исторического процесса и единых культурно-правовых, надстроечных, характеристиках этих этапов.
Отсюда
вытекало, в частности, единообразие правопонимания в различных национальных культурах на сходной стадии исторического развития.
Однако после снятия идеологического пресса появилась возможность пользоваться иными подходами, позволяющими увидеть и различить социокультурно укорененные национальные особенности отношения к праву.
Применительно к российской правовой культуре наличие в ней специфических черт отмечалось еще дореволюционными отечественными правоведами и философами.
В последние десятилетия к их трудам стали часто обращаться в поисках обоснования особенности отношения к праву россиян.
И это естественно: ведь важнейший аспект анализа правового поведения и правовой культуры составляет изучение нормативного содержания национальных архетипов, религиозной и в целом культурной традиции.
С этой точки зрения необходимо отметить, что по мнению многих исследователей отечественная история не создала предпосылок для восприятия

[Back]