Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 59]

венному расколу.
Раскол не только противопоставляет друг другу поколения, он проникает в каждую личность, стимулируя двойственность мышления, неустойчивость принимаемых решений.
Выдвижение раскола в качестве феномена, определяющего специфику национальной культуры, разумеется, не исключает возможности иных подходов.
Тем не менее, подчеркивает А.Андреев, во всех случаях необходимо соотнесение места и
роли изучаемого аспекта специфики как с развитием раскола, так и с возможностью его преодоления .
Российская социокультурная матрица включает в себя прочную тягу к сохранению эмоциональной доминанты в культуре, почти полностью подчиняющей себе ее интеллектуальный элемент, а также интерпретацию нравственности как эмоциональной стихии сострадания.
Наличие сильной эмоциональной доминанты и слабость интеллектуального начала в культуре предопределили, помимо всего прочего, формирование в России специфического типа правовой культуры.
Его основной характеристикой является (и на это многократно указывали различные авторы) отчетливый приоритет морали и нравственности как социального регулятора по отношению к праву, что означает, в конечном счете, дефицит правосознания, подмену его деформированным моральным сознанием,
этикоцентризм как принципиальную черту правового менталитета.
Сфера морали, как правило, рассматривается как сфера
ре1улирования традицией, обычаем, внутренним нравственным законом (совестью), и нередко противопоставляется праву как внешнему силовому регулированию, опосредованному государственной властью и общественным контролем.
В такой трактовке право, защищающее минимальные и общезначимые социальные нормы, обладает меньшей ценностью, чем моральные отношения.
Известный исследователь Э.Ю.
Соловьев пишет об этом так:
«Высокие нравственные качества русского народа (его способность к состраданию, любви, прощению, терпению, самоотвержению) давно получили всемирное 67 Андреев А.
Современные дискуссии о специфике России // Тез.
докл.
XXXII науч.
конф.
студентов.
Самара: Самарский университет, 2001.
С.
13-15.

59
[стр. 84]

тате, здесь такой результат не затребован, достаточно самого звучания"1.
Таким образом, из самой семантики русского языка уже вытекает надрациональная специфика мышления, что соответствует известной гипотезе Сепира и Уорфа о языковой, коммуникативной детерминированности индивидуального и общественного самосознания.
По мнению уже цитировавшегося нами А.С.
Ахиезера отличие исторического опыта России от западного заключается в наличии глубокого, непреходящего противоречия между попытками формирования государства как организации рационального типа и сохраняющимся эклектическим культурным основанием, включающим в себя значительные догосударственные, патриархальные, эмотивно-синкретические элементы.
Аналогичных взглядов придерживаются многие другие исследователи.
Так, по мнению А.
Вишневского2 Россия качественно не отличается от усредненных западных стандартов, но задерживается в развитии.
А.
Андреев утверждает, что специфика России связана не с самим фактом исторического перехода от одной цивилизации к другой, но с особым характером этого перехода, который в силу существования и воспроизводства социокультурного раскола может рассматриваться как основа особого типа цивилизации, сформировавшейся как результат приспособления к собственному расколу.
Раскол не только противопоставляет друг другу поколения, он проникает в каждую личность, стимулируя двойственность мышления, неустойчивость принимаемых решений.
Выдвижение раскола в качестве феномена, определяющего специфику национальной культуры, разумеется, не исключает возможности иных подходов.
Тем не менее, подчеркивает А.Андреев, во всех случаях необходимо соотнесение места и
1 Незамот Л.Я.
Русская культурологическая мысль XIX-XX веков: опыт типологического осмысления.
Автореферат диссертации.
М.,1997.
С.
23.
2 Вишневский А.
Особый путь России или российский вариант общего пути? //Социокультурная методология анализа российского общества.
httn://scd.centro.m/krugko;8.htm.
М., 1996

[стр.,85]

роли изучаемого аспекта специфики как с развитием раскола, так и с возможностью его преодоления'.
Российская социокультурная матрица включает в себя прочную тягу к сохранению эмоциональной доминанты в культуре, почти полностью подчиняющей себе ее интеллектуальный элемент, а также интерпретацию нравственности как эмоциональной стихии сострадания.
Наличие сильной эмоциональной доминанты и слабость интеллектуального начала в культуре предопределили, помимо всего прочего, формирование в России специфического типа правовой культуры.
Его основной характеристикой является и на это многократно указывали различные авторы отчетливый приоритет морали и нравственности как социального регулятора по отношению к праву, что означает в конечном счете дефицит правосознания, подмену его деформированным моральным сознанием,
этикоценгризм как принципиальную черту правового менталитета.
Сфера морали, как правило, рассматривается как сфера
регулирования традицией, обычаем, внутренним нравственным законом (совестью), и нередко противопоставляется праву как внешнему силовому регулированию, опосредованному государственной властью и общественным контролем.
В такой трактовке право, защищающее минимальные и общезначимые социальные нормы, обладает меньшей ценностью, чем моральные отношения.
Известный исследователь Э.Ю.
Соловьев пишет об этом так:
“Высокие нравственные качества русского народа (его способность к состраданию, любви, прощению, терпению, самоотвержению) давно получили всемирное признание.
Но было бы благодушием не видеть их неприглядной оборотной стороны, а именно давнего и острого дефицита правосознания, который в сфере самих моральных отношений выражал себя, прежде всего как отсутствие уважения к индивидуальной нравственной самостоятельно1 Андреев А.
Современные дискуссии о специфике России //Тезисы докладов XXXII научной конференции студентов.
Самара: Самарский университет, 2001.
С.
13-15.

[Back]