Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 69]

реципиента.
В силу этого юристы, рассматривающие историю российского
I государства и права, называют российскую цивилизацию цивилизацией «догоняющего развития», поскольку направление этого развития, в том числе и для государства и права, задают более совершенные зарубежные образцы .
Таким образом, рецепция чужого права для России выступала и выступает в качестве одного из основных способов модернизации общественного, в том числе правового, строя.
Однако подобные трансформации, накладываясь на особенности отечественного национально-правового уклада, образовывали в конечном счете причудливые и далекие от западных формы правовой жизни.
На социетальном и личностном уровне это означало формирование национального типа правовой культуры и соответствующей установки по отношению к праву, которая характеризовалась и сейчас еще характеризуется известным синкретизмом права и нравственности, неспособностью к проведению между двумя этими социальными регуляторами продуктивных
дистинкций, что в кризисных ситуациях легко приводит к противопоставлению нравственности и права и сознательному пренебрежению правом во имя следования нормам нравственности.
Действительно, обратившись к трудам отечественных классиков философско-правовой мысли, мы обнаруживаем в их концепциях тенденцию к прямому отождествлению или, по крайней мере, к тесному сближению до полного нивелирования различий правовых и нравственных регуляторов поведения личности.
И.А.
Ильин, например, обосновывает непосредственно-интуитивный, даже инстинктивный характер феномена правосознания, практически сливая последнее с нравственностью и религиозной духовностью: «Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную
01 духовность и признает духовность других людей» .
С.А.
Муромцев подчеркивает возможность более высокого состояния общества, чем правовое:
69 82См.: Кашапица Т.В.
Происхождение государства и права.
Современные трактовки и новые подходы.
М.:
Юристь, 1999.-С .
114-115.
83 Ильин И.А.
О сущности правосознания // Ильин И.А.
Соч.Т.

1.
М., 1993.
С.
143.
[стр. 95]

Поэтому юридическая аккультурация вовсе не является для правовой системы безусловным благом, так как может повлечь за собой не только развитие последней, но и ее полную деструкцию.
Следовательно, оценивая в целом характер юридической аккультурации, необходимо учитывать, как именно она осуществляется: посредством стихийной ограниченной в своем объеме диффузии чужой правовой культуры, в результате целенаправленной трансформации правовой системы, экономического и политического строя жизни общества; в ходе правовых реформ, предпринятых собственным правительством, или оккупации или колонизации страны чужим.
Россия, включая ее непосредственных государственных предшественников1, принадлежит к числу стран, правовая система которых неоднократно полностью менялась в результате тотальной рецепции.
Это было не стихийное копирование чужих образцов правовой жизни, а их сознательное и планомерное заимствование, предпринимаемое с целью модернизации реципиента2.
Таким образом, рецепция чужого права для России выступала и выступает в качестве одного из основных способов модернизации общественного, в том числе правового, строя.
Однако подобные трансформации, накладываясь на особенности отечественного национально-правового уклада, образовывали в конечном счете причудливые и далекие от западных формы правовой жизни.
На социетальном и личностном уровне это означало формирование национального типа правовой культуры и соответствующей установки по отношению к праву, которая характеризовалась и сейчас еще характеризуется известным синкретизмом права и нравственности, неспособностью к проведению между двумя этими социальными регуляторами продуктивных
дис1Л.Гумилев назвал осех этих предшественников в целом “Древней Русью”.
2 В силу этого юристы, рассматривающие историю российского государстпа и права, называют российскую цивилизацию цивилизацией "догоняющего развития”, поскольку направление этого развития, в том числе и для государства и права, задают более совершенные зарубежные образцы (См.: Каишиииа ТВ.
Происхождение государства и права.
Современные трактовки и новые подходы.
М.:
Юрисгь, 1999.
С.
114-115).


[стр.,96]

тинкций, что в кризисных ситуациях легко приводит к противопоставлению нравственности и права и сознательному пренебрежению правом во имя следования нормам нравственности.
Действительно, обратившись к трудам отечественных классиков философско-правовой мысли, мы обнаруживаем в их концепциях тенденцию к прямому отождествлению или, по крайней мере, к тесному сближению до полного нивелирования различий правовых и нравственных регуляторов поведения личности.
И.А.
Ильин, например, обосновывает непосредственно-интуитивный, даже инстинктивный характер феномена правосознания, практически сливая последнее с нравственностью и религиозной духовностью: "Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную
духовность и признает духовность других людей"1.
С.А.
Муромцев подчеркивает возможность более высокого состояния общества, чем правовое:
"Может произойти, что прежде юридическая защита А ' щ была нужна для существования отношения, а потом стала ненужною.
В таком случае отношение, бывшее прежде правовым, потом потеряло это качество.
Форма правового существования есть постоянная принадлежность отношения: она только одна из форм его последовательного развития.
Было бы нелепо настаивать на правовом состоянии отношения, когда оно успело уже достигнуть состояния более высшего"2.
С одной стороны, такое понимание несет на себе отпечаток высокой православной духовности, поскольку православная традиция всегда ставила дух выше буквы, деятельную сострадательность выше самого изощренного формального рассудка.
С другой же стороны оно незаметно подтачивает саму сущность права, отводя ему роль второстепенного, малоценного регулятора.
Особенно ярко изъян такого правопонимания проявляется, конечно же, в вопросе о правах 1Ильин И.А.
О сущности правосознания//Ильин И.А.
Соч.Т.

I.
М., 1993.
С.
143.
2 Муромцев С.А.
Определение и основное разделение права.
Цит.
по: История русской правовой мысли.
Биографии, документы, публикации.
М., 1998.
С.
200-201.
96

[Back]