Проверяемый текст
Смагин, Игорь Иванович; Закономерности и тенденции формирования экономики благосостояния в хозяйственной системе нового типа (Диссертация, 30 марта 2007)
[стр. 22]

22 описание тенденций становления новой личности, определяющей фундаментальные свойства экономики благосостояния, концепция построения которой придает огромное значение определению места и уникальной роли человека в обществе нового типа, изучению специфических поведенческих реакций, особенностей взаимодействия с общественными институтами и структурами, в том числе экономическими, политическими, социальными, индивидуализации стереотипов поведения (образовательного, трудового, потребительского ит.
д.)
[84].
4 С позиции нового представления о модели поведения человека он предстает не как механическая сумма трех ипостасей материи, духовности и сознания, а в виде их противоречивого взаимодействия, определяемого разными факторами и условиями.
Материальная его составляющая определяется действием природных факторов, проявляющихся в биологических инстинктах человека как явления природы, ее эволюции и законов развития (онтогенеза и фологенеза в соответствии с которыми человек проходит стадии созревания, зрелости и угасания).
Материальность человека находится не в простом соотношении с его духовностью, что предполагает наличие такой субстанции его сознания, как душа, которая формирует альтруистические начала в поведении человека.
Активное влияние духовного фактора, обусловленного наличием души, признаются не только религией, но и наукой, учеными в т.
ч.
российскими: В.
Соловьевым, В.
Вернадским.
Они рассматривали человека как планетарное явление, имеющего связь с космосом, как единство биологического, душевного, космического и социального
начал, посылающим ему информацию, формирующую основы его поведения, которые в религии основываются на основных моральных заповедях и принципах.
А они, в свою очередь, через духовное состояние человека, и соответственно поведение оказывают обратное влияние на окружающую среду, в которой живет человек
[84].
Что касается социального сознания, то оно оказывает двоякое влияние на поведение человека.
С одной стороны, оно выступает как активная преоб
[стр. 99]

тельного, трудового, потребительского и т.
д.).
Основываясь на безграничном культурологическом базисе, позволившем преодолеть технологический детерминизм и ограниченность экономической модели человека, его последователи развивают комплексную социологическую доктрину информационной эпохи, акцентируя внимание на возрастающей роли личности, индивидуальности человека, в том числе и как субъекта хозяйственного процесса, а также на необходимости преодоления унификации, стандартизации и массификации социального действия.
Переход от принципов фордизма и форм организации конвейерного производства к высокоиндивидуализированным формам экономической жизни повышает многообразие и плюралистичность хозяйствования, формирует новые мотивы, стимулы, ценностные ориентиры и стереотипы поведения.
Возрастают значимость и взаимозависимость отдельных элементов социального организма, необходимость комплексного подхода к его организации и регулированию.
С позиции нового представления о модели поведения человека он предстает не как механическая сумма трех ипостасей материи, духовности и сознания, а в виде их противоречивого взаимодействия, определяемого разными факторами и условиями.
Материальная его составляющая определяется действием природных факторов, проявляющихся в биологических инстинктах человека как явления природы, ее эволюции и законов развития (онтогенеза и фологенеза в соответствии с которыми человек проходит стадии созревания, зрелости и угасания).
Материальность человека находится не в простом соотношении с его духовностью, что предполагает наличие такой субстанции его сознания, как душа, которая формирует альтруистические начала в поведении человека.
Активное влияние духовного фактора, обусловленного наличием души, признаются не только религией, но и наукой, учеными в т.
ч.
российскими В.
Соловьевым, В, Вернадским.
Они рассматривали человека как планетарное явление, имеющего связь с космосом, как единство биологического, душевного, космического и социального
на99

[стр.,100]

чал, посылающим ему информацию, формирующую основы его поведения, которые в религ'ии основываются на основных моральных заповедях и принципах.
А они, в свою очередь, через духовное состояние человека, и соответственно поведение оказывают обратное влияние на окружающую среду, в которой живет человек.

Что касается социального сознания, то оно оказывает двоякое влияние на поведение человека.
С одной стороны, оно выступает как активная преобразующая
общественная сила, формирующая окружающую культурную среду человека, а с другой, основывается на принципах общественной морали и культуры, обусловленными историческими условиями жизнедеятельности людей и проявляющимися в институциональной структуре общества.
Между отмеченными тремя компонентами не существует раз и навсегда заданной сбалансированности, что не исключает крайностей в поведении человека (подчиненность природным инстинктам и излишний материализм, с одной стороны, и аскетизм, с другой).
Отсюда отмеченные природные ипостаси и их особенности, определяющие характер человека и формирующих его менталитет, необходимо учитывать как определяющий фактор его поведения в условиях формирования и трансформации экономических систем.
В итоге с позиций современной науки модель человека можно представить в следующем виде (рис.
2.2.1) [220].
В этой модели раскрывается все богатство и противоречивость человека, выступающего в качестве Homo antropos (человека природнобиологического), Homo sapiens (человека социального, мыслящего), как существа духовно-сознательного, являющегося субъектом, т.
е.
личностью, воздействующей на окружающую среду и в то же время являющегося объектом ее воздействия, определяющим его характер и менталитет.
В этой модели могут сочетаться как рационализм, так и альтруизм (бескорыстие), проявляющиеся не только в самой природе человека, но и определяющие необходимость сочетания принципов рыночной эффективности и соииаль100

[стр.,318]

318 Формирование экономики, основанной на знаниях, характеризуется влиянием на макроэкономические показатели, для оценки которых необходимо введение следующих показателей оценки качества: I .
Индекс развития человеческого сообщества.
2.
Индекс свободы человечества.
3.
Индекс устойчивого человеческого благосостояния.
4.
Индекс стоимости жизни.
5.
Индекс счастья.
Среди множества характеристик нового этапа развития хозяйственной системы выделяют три основных составляющих; информатизацию, в процессе которой знания, как освоенная информация, превращаются в ключевой ресурс экономического роста, глобализацию, в результате чего национальные экономики становятся тесно взаимосвязанными и интегрированными в глобальную систему мирового хозяйства, сетевую организацию экономического пространства.
В качестве основной задачи общества хозяйственной системы нового типа ставится трансформация внутреннего мира человека, анализ и описание тенденций становления новой личности, определяющей фундаментальные свойства экономики благосостояния, концепция построения которой придает огромное значение определению места и уникальной роли человека в обществе нового типа, изучению специфических поведенческих реакций, особенностей взаимодействия с общественными институтами и структурами, в том числе экономическими, политическими, социальными, индивидуализации стереотипов поведения (образовательного, трудового, потребительского и т.
д.).

Переход к хозяйственной системе нового типа в экономически развитых странах сопровождается структурными сдвигами в экономике благосостояния.
Сокращаются доля и роль отраслей материального производства как в валовом внутреннем продукте (ВВП), так и в структуре занятости населения.
На стороне «предложения» происходит рост производительности индустриального труда, что обусловливает сокращение численности заня

[Back]