Проверяемый текст
Чесноков, Алексей Сергеевич; Исполнительная власть в Российской Федерации : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 2001)
[стр. 37]

37 целостность и стабильность системы федеральных органов исполнительной власти, правовые и организационные принципы ее функционирования.
Принципы могут быть закреплены в конкретных нормах, но могут и логически выводиться из их совокупности.
По данному вопросу нет единой точки зрения среди ученых-правоведов.
Можно выделить сторонников «узкого» понимания принципов, считающих таковыми принципы, закрепленные в законе специальной нормой (например, Н.В.
Беляев).
Сторонники «широкого» их понимания считают, что принципы могут непосредственно закрепляться в специальной норме и косвенно — в нормах права (Н.В.
Васильев, А.Н.
Тарбагаев, Р.З.
Лившиц, В.
И.
Никитинский).

В обобщенном виде систему принципов
организации и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации составляют: 1) принцип федерализма; 2) принцип централизации и децентрализации функций; 3) принцип законности; 4) принцип системности; 5) принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти вместе с органами законодательной и судебной власти; 6) принцип иерархичности или подчинения нижестоящих органов власти вышестоящим; 7) принцип дифференциации (разделения) и определения функций и полномочий; 8) принцип профессионализма и компетентности; 9) принцип гласности; 10) принцип наделения функциями и полномочиями путем делегирования одной подсистемой органов* исполнительной власти другой ее подсистеме части своих полномочий; 11) принцип участия граждан в формировании органов исполнительной власти; 12) принцип контроля в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти.
j Важнейшим принципом деятельности органов исполнительной власти является принцип федерализма, обусловленный государственно
[стр. 14]

1 ^ местных органов и звеньев, тем не менее имеются определенные организационные взаимосвязи между всеми федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Вопервых, все они в целом формируются на демократической правовой основе.
Во-вторых, I хотя в целом в порядке формирования федеральных органов і исполнительной власти в силу их характера господствует принцип ; назначения, налицо функционирование принципа выборности на уровне I субъектов Федерации.
Существенными признаками исполнительной власти, по мнению ; В.В.
Лазарева, является ее универсальность и предметный характер.
Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы I действуют непрерывно и везде, на всей территории государства.
Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов.
Другой признак означает, что исполгоггельная власть, в отличие от законодательной и I судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные рес\фсы, использует инструменты служебных продвижений и систему поощрений^^.
Следует отметить, что вопрос о принципах исполнительной власти не получил должного внимания в юридической литературе как в і общетеоретігческих исследованиях, так и в отраслевых.
Недостаток внимания к данной проблеме обусловлен следующими причинахми; отсутствием четко сформулированной дефиниции «исполнительная власть»; сведением исполнительной власти к системе органов; недостаточно четким нормативным закреплением в Конституции Российской Федерации статуса ее органов.
16 т Лазарев В.В.
Общая теория права и государства.
М.: Юрист.
1996.
С.
334.
Принципы функционирования исполнительной власти надлежит подразделить на общие и специальные.
Общие принципы пронизывают деятельность всех ветвей власти, в том числе и исполнительной.
К ним относятся законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, гласность, единство системы государственной власти, федерализм и др.
К частным — принцип единства системы исполнительной власти; сочетания централизации и децентрализации; принцип разграничения предметов ведения и полномочий; принцип плановости.
Принципы могут быть закреплены в конкретных нормах, но могут и логически выводиться из их совокупности.
По данному вопросу нет единой точки зрения среди ученых-правоведов.
Можно выделить сторонников «узкого» понимания принципов, считающих таковыми принципы, закрепленные в законе специальной нормой (например, Н.В.
? Беляев).
Сторонники «широкого» их понимания считают, что принципы могут непосредственно закрепляться в специальной норме и косвенно — в нормах права (Н.В.
Васильев, А.Н.
Тарбагаев, Р.З.
Лившиц, В.И.
Никитинский).

Поэтому в качестве позитивного надлежит отметить тот факт, что в Конституции Российской Федерации закреплен ряд принципов деятельности исполнительной власти.
Именно Конституция Российской Федерации прежде всего организует государство.
Закрепленные в ней принципы (обязательные установления) имеют определяющее значение для исполнительной власти Российской Федерации.
Например, ст.
3 устанавливает принцип народовластия, ч.
3 ст.
5 — принцип федерализма, ч.
2 ст.
77 — принцип единства исполнительной власти и т.
д.
Более полное нормативное закрепление принципов исполнительной

[стр.,15]

власти способствовало бы внесеншо конкретности и устойчивости в управленческую среду, позволило бы более четко представить ее стрзтсгуру и функции.
Именно конституционные основы государственного строительства (прежде всего, народовластие, федерализм, суверенность Российской зо Федерации, ее целостность и единство, верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов, разделение при осуществлении единой власти по вертикали и горизонтали, разграничение предметов ведения и др.), последовательно реализуемые на практике, призваны обеспечить целостность и стабильность системы исполнительной власти, правовые и организационные принципы ее функционирования.
В обобщенном виде систему принципов
построения и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации формир\тот: 1) принцип системности; 2) принцип федерализма; 3) принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти вместе с органами законодательной и судебной власти; 4) принцип законности; 5) принцип централизации и децентрализации функций; 6) принцип иерархии, подчинения нижестоящих органов власти вышестоящим; 7) принцип дифференциации (разделения) и определения функций и полномочий; 8) принцип профессионализма и компетентности; 9) принцип гласности; 10) принцип наделения функциями и полномочиями путем делегирования одной подсистемой органов исполнительной власти другой ее подсистеме части своих полномочий; 11) принцип участия граждан в формировании органов исполнительной власти; 12) принцип контроля в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти.
1) Принцип системности является важнейшим при характеристике исполнительной власти, следование ему позволит укрепить всю властную вертикаль в Российском государстве.
Конституция Российской Федерации ввела при характеристике исполнительной власти термин «система», установив при этом определенные оговорки, ограничения, отражающие новые характер и условия построения и функционирования органов исполнительной власти.
Речь идет о ч.
2 ст.
77 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (и только зачитывая указанный объем и определенные данной частью ст.
77 рамки) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систехму исполнительной власти в Российской Федерации.
Единство системы увязывается с приведенными особенностями.
При этом говорится об единой системе исполнительной власти, а не о единой системе органов исполнительной власти.
Как, например, в ст.
8 Таможенного кодекса Российской Федерации говорится о единой системе таможенных органов Российской Федерации.
Принцип системности применительно к органам государственной власти Российской Федерации должен использоваться при анализе всех трех видов властей; законодательной, исполнительной, судебной.
Однако как конституционно-правовая теория, так и государственно-правовая практика не позволяют утвердить принцип системности применительно к органам законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, поскольку и правовой статус, и наименование, и порядок образования, и сроки легислат}фы у них разные.
Каждый законодательный орган в Российской Федерации и ее субъектах имеет свои существенные особенности, которые не позволяют говорить об их С0В0К)Т1Н0СТИ как о системе.
2) Принцип федерализма представляет собой важнейший элемент формы современного Российского государства, а не только принцип построения системы исполнительной власти.
Принцип федерализма закреплен в Конституции Российской Федерации применительно к органам исполнительной власти непосредственно в ч.1 ст.
1, ст.
5, ч.З ст.
11, ст.
ст.
65-70; п.
п.
«г», «е», «т» ст.
71, ст.
72, ч.2 ст.
77, ч.4 ст.
78.
Принцип федерализма как одна из основ построения органов государственной власти глубоко и всесторонне сочетается с принципом совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


[стр.,17]

7) Принцип дифференциации (разделения) и определения функций и полномочий.
Каждый орган в системе исполнительной власти наделен определенными, свойственными ему полномочиями, и в то же время его компетенция, то есть Фінкции, права и обязанности, должна быть юридически четко зафиксирована, закреплена в определенных нормативных правовых актах.
Каждый орган исполнительной власти имеет свой правой статус, в котором фиксир>»тся его задачи, функции и ПОЛНОМОЧИЯ.
8) Принцип профессионализма и компетентности,
ориентация на эффективность исполнительной власти.
Хотя данный принцип можно считать всеобщим дая любой из систем органов или HHCTHTVTOB государственной власти, для органов исполнительной власти в их характера, особенностей, функций, целевого предназначения и других моментов данный принцип имеет особое значение.
В сущности, но содержаншо эта деятельность может быть условно названа правите.льственной.
Для ее осуществления крайне необходим развитый профессионализм и компетентность, без которых ни о каком эффективном общем управлении, согласовании действий различных по характеру министерств, государственных комитетов, других государственных органов не может быть и речи, не говоря уже о направленной на рещение общегосударственных задач «щтабной» деятельности в целом.
Поэтому этот принцип должен быть реализован в правительственной деятельности в полной мере.
9) Принцип гласности обусловлен самим содержанием и духом Конституции Российской Федерации и распространяется (с известной 10) спецификой) на все органы государственной власти.
11) Принцип наделения функциями и полномочиями путем де.тегирования одной подсистемой органов исполнительной власти другой ее подсистеме части своих полномочий.
Этот принцип юридически 12) закреплен в ч.ч.
2 и 3 ст.
78 Конституции Российской Федерации.
Наделение полномочиями может осуществляться в форме их передачи шш делегирования.
Реализация этого принципа позволяет, например, исключить какое-либо полномочие из компетенции государственного органа и включить его в компетенцию местного самоуправления (ч.2.
ст.
123 Конституции Российской Федерации).
Другим примером мол<ет быть признано постепенное расширение характера и объема президентских полномочий, выразившееся в таких прямо не предусмотренных Констит'цией Российской Федерацией формах, как делегирование законодательной властью Президенту Российской Федерации законодательных полномочий по отдельным вопросам.
13) Принцип участия граждан в формировании органов исполнительной власти.
Данный принцип зак-реплен в ст.
32 Конституции Российской Федерации и в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, в частности, применительно к выборам глав администраций краев, областей, организации и функционировании органов исполнительной власти.
14) ! -ts 15) Принцип контроля в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти.
Данная власть связана со взаимодействием интересов государства, общества и граждан.
Значит, она подлежит постоянному наблюдению и контролю со стороны прокуратуры, судебных органов (правовой контроль), общественных организаций, средств массовой информации, граждан (общественный контроль).
Важно найти баланс контрольных механизмов, которые бы не МЄШШ1И исполнительной власти осуществлять свои функции, в каждом направлении функционирования исполнительной власти должна быть установлена своя мера контроля, обеспечивающая главное: действенность органов исполнительной власти по укреплению целостности государства и общества, реализации прав и свобод граждан.
Подконтрольность исполнительной власти, с одной стороны, законодательной власти, определяющей все ее проявления, и с другой, судебной власти.
гарантирующей правопорядок и правовое разрешение конфликтов, тоже щі можно относить к одному из ее характерных свойств.

[Back]