Проверяемый текст
Чесноков, Алексей Сергеевич; Исполнительная власть в Российской Федерации : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 2001)
[стр. 77]

Российской Федерации В.В.
Путин (2000 г.), Но это не конечная цель, а лишь первый этап государственной модернизации» .
В качестве промежуточного итога этой политики Президент Российской Федерации В.В.
Путин отметил в своем Послании Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г., что период «расползания»
государственности позади.
Дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем Послании, остановлена» .
По мнению Главы государства, «обязательное условие успеха стратегических преобразований наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия и между уровнями власти приводит к
большим экономическим и социальным потерям» .
Это обусловило линию на модернизацию системы исполнительной власти, потребность в проведении административной реформы в стране.
При ответственном подходе к проблеме надлежит разработать и утвердить комплексную программу модернизации системы государственного управления в России.

Это должна быть именно программа модернизации субъекта государственного управления, всей системы органов государственной
власти, прежде всего, органов исполнительной власти.
Эта реформа не должна быть сведена только к изменению структуры Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в 77 1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Государство Россия.
Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)».
М., 2000.
С.

30.

2«Не будет ни революций, ни контрреволюций».
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

М., 2001.

Там же.
[стр. 34]

областей и краев субъектов РФ есть прерогатива Президента РФ, то в отношении республик подобного порядка не устанавливается.
Требование единства системы органов исполнительной власти означает их определенную соподчиненность (субординацию).
Соподчиненность может выразиться как в полной централизации системы, что характерно для унитарного государства, так и в наличии отдельных элементов централизации, допустимых, а по определенным вопросам и объективно необходимых в федеративных государствах.
«В России федеративные отношения недостроены и недоразвиты.
Региональная самостоятельность часто тракт>’ется как санкция на дезинтеграцию государства.
Мы все время говорим о федерации и ее укреплении, годами об этом же говорим.
Однако надо признать: у нас еще нет полноценного федеративного государства… у нас создано децентрализованное государство», был вынужден признать Президент Российской Федерации В.В.
Путин в своем выступлении при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г.
А.С.
Ященко, еще в начале XX века аншіизируя различия между федеративным государством и унитарным с высокой степенью децентрализации власти, писал: «Для федерализма важно знать не то, какую компетенцию имеет отдельный штат, а то, какой объем власти принадлежит тому федеральному органу, в котором представлены штаты в их особности>И®.
И далее: «Какой бы неограниченно широкой ни была компетенция отдельных территорий, но если общефедеральная суверенная власть (т.
е.
та, которая может уменьшить или ^ичтожить эту компетенцию пггатов) осуществляется одними органами центршіьной власти, на образование которой штаты хотя и оказывают влияние, но только как представители единого союза, а не как особая политическая ^^ Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Государство Россия.
Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)».
М., 2000.
С.

25, 26.
Ященко А.С.
Теория федерализма.
Юрьев, 1912.
С.
348.
Организация, то никакого федерального начала в таком государственном устройстве не будет.
Это будет сильно децентрализованное государство»^^.
В целях успешного осуществления проводимых преобразований в области государственного строительства сегодня необходимо обосновать оптимальную модель исполнительной власти в рамках действ^тощей Конституции Российской Федерации, включая систему федерапьных органов исполнительной власти, систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, систему органов местного самоуправления, а также схему управленческих взаимосвязей (субординационных, координационных и иных) между ними.
В современных моделях федерализма широкое развитие полч^или механизмы вертикальной и горизонтальной кооперации, партнерства в процессе разделения и осуществления власти.
Одна из существенных сторон вертикшіьного партнерства заключается в том, чтобы через совместное правотворчество и правоприменение добиваться эффективного осуществлеїшя государством власти на всех уровнях.
Среди форм кооперации в процессе осуществления власти по предметам совместного ведения значительное место отводится координации деятельности.
Координация (от латинского coordinatio расположение в порядке) означает «согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-либо и т.д.)»”*^.
Термин «координация» используется в Конституции Российской Федерации только при определении видов предметов совместного ведения, и это не случайно, так как в данных вопросах сферы интересов Российской Федерации и ее субъектов тесно пересекаются.
На современном этапе взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ приобрело разнообразные формы координации: согласование принятия решений и осуществления иных юридически значимых действий.
Тям же

[стр.,47]

За годы проводимых в стране экономических и политических преобразований именно этот ключевой момент государственной и общественной жизни механизмы принятия решений и их реализации не был подвергнут серьезному системному анализу.
В первую очередь, это касается нечеткости в определении функций и сфер ответственности различных управленческих звеньев, непрозрачности функционирования исполнительной власти, недооценки современных инструментов планирования и оценки деятельности, чрезмерного регулирования социально-экономических процессов, широкого использования внеправовых «теневых» механизмов принятия управленческих решений, нерационального использования денежных средств и материальных ресурсов.
Следствием подобного положения является ограниченная способность системы к выполнению ф>’нкций государственного управления и оказания общественных услуг.
Отсюда необходимость существенной реорганизации системы исполнительной власти.
Задачи укрепления Российского государства прямо связаны с действенностью государственной власти, с преодолением отставания государственных институтов и их представителей от потока новых проблем и задач.
Об этом говорилось еще в февршіе 1995 г.
в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию^.
В 1997 г.
в аншюгичном Послании главной причиной неэффективности власти названо «несоответствие между новой конституционной организацией государства… и во многом сохранившимися старыми подходами, структурами, методалми управления»”.
Прямое поручение от имени Федерации российским юристам разработать правовые механизмы, которые позволят упорядочить управленческие отношения в федеративной сфере содержалось и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ в 1998 г.
Отмеченная в нем система баланса прав и полномочий Федерации и ее субъектов предполагала: ч — обеспечение полного и безусловного осуществления функций, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации, только федеральными органами государственной власти; ^ О действенности государственной власти в России.
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию //
Российские вести.
1995.
17 февраля.
^ «Порядок во власти порядок в стране».
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
М., 1997.
С.
12.
— перенос акцента в сфере совместных предметов ведения на регулирующую, координирующую и контролирующую роль федерального центра; — — законодательную конкретизацию конституционного понятия единства системы исполнительной власти в Российской Федеращш; — — политику дифференцированного делегирования исполнительнораспорядительных функций в сфере совместных предметов ведения органам власти субъектов Федерации под их полную ответственность”.
— Это поручение не было выполнено в период президентства Б.Н.
Ельцина.
Системный кризис нарастал.
Однако осуществление лозунга об установлении «диктатуры закона» невозможно без разработки процедур обеспечения единства осзтцествления исполнительной власти в стране.
Начиная с 2000 г.
в Российской Федерации начался процесс формирования системы правовых и управленческих регуляторов поддержания единства властной вертикали в стране.
В условиях, в которых пребывала система власти в России в конце XX века, России нужна была не политика совершенствования власти, а ее модернизация.
«Сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти, отметил в своем первом Послании Федеральному Собранию РФ в качестве Президента Российской Федерации В.В.
Путин (2000 г.), Но это не конечная цель, а лишь первый этап государственной модернизации»’’.
В качестве промежуточного итога этой политики Президент Российской Федерации В.В.
Путин отметил в своем Послании Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г., что период «расползания» ^
«Общими силами — к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)».
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
М., 1998, С.
47, 48.


[стр.,48]

Послание Президента Российской Федеращш Федеральному Собранию Россїшской Федерации «Государство Россия.
Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)».
М., 2000.
С.
30.

государственности позади.
Дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем Послании, остановлена»^.
По мнению главы государства, «обязательное условие успеха стратегических преобразований наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия и между уровнями власти приводит к
больпшм экономическим и социальным потерям»^.
Это обусловило линию на модернизацию системы исполнительной власти, потребность в проведении административной реформы в стране.
При ответственном подходе к проблеме надлежит разработать и утвердить комплексную программу модернизации системы государственного управления в России.

Структурно она может состоять из таких частей: определение объективных оснований и субъективной природы именно российского государственного управления, без чего нельзя ничего ни использовать, ни имплантировать из зарубежного и собственного исторического опыта; обоснование, исходя из этого, ресурсно-обеспеченных целей государственного управления, которые не только создали бы желаемое будущее, но и исходили из реальных и наличных ресурсов, ведущих к реализации целей; установление адекватных природе и целям функций государственной власти и построение под властную триаду целостной организационной структуры государственного управления; ч формирование процессуальных, регламентных и технологических элементов, придающих государственному управлению общественную направленность, научную достоверность.
Это должна быть именно программа модернизации субъекта государственного управления, всей системы органов государственной
’ «Не будет Ш1 революций, ШІ контрреволюций».
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

М., 2001.

® Тям же власти, прежде всего, органов исполнительной власти.
В рамках этой # программы надлежит: проанализировать различные аспекты функционирования исполнительной власти; структурные, процессуальные, информационные, 4 кадровые, материально-финансовые и т.д.
 учесть взаимодействие исполнительной власти и общественных, предпринимательских, профсоюзных и иных структур гражданского общества;   просчнггать соотношение системы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;   все оценки этих явлений должны вестись с точки зрения социальной эффективности осуществления исполнительной власти, то есть реального и позитивного влияния на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.
 Главная особенность здесь заключается в том, что федеральная исполнительная власть выступает одновременно субъектом и объектом проводимых системных преобразований.
Как субъект она в российских условиях является главной движущей силой реформ, от действий которой в решающей мере зависит их направленность, характер и конечные результаты.
Как объект она сама находится в процессе постоянной трансформации и адаптации применительно к быстроменяющейся ситуации в стране, тем политическим и социально-экономическим условиям, которые на том или ином этапе определяют парадигму развития общества и государства.

[Back]