Проверяемый текст
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг: Изд. доп., испр. М.: "Статут", 2002.
[стр. 138]

наименования правообладателя в силу указаний последнего без регистрации договора коммерческой концессии в налоговых органах влечет невозможность предъявления потребителями требований непосредственно к правообладателю.
Такая ситуация действительно абсурдна.
Ведь франчайзинговые отношения фактически существуют.
По мнению В.В.
Витрянского «гораздо предпочтительнее в данном случае было бы применять общее положение о том, что договор, подлежащий государственной регистрации, вступает в силу с момента его регистрации (п.
3 ст.
433 ГК РФ)» .
Но если бы договор вступал в силу и с момента государственной регистрации, это все равно не исключало бы существования фактических франчайзинговых отношений.
Решение этой проблемы видится в следующем.
Если договор коммерческой концессии является единственным типом договора, по которому может быть передано право пользования фирменным наименованием или коммерческим обозначением, то для .
удостоверения наличия такого договора достаточно факта использования дочерней компанией соответствующих средств индивидуализации своей основной компании.
Именно передача прав пользования средством индивидуализации и должна регистрироваться.
Причем если такая регистрация не была осуществлена сторонами договора, то этот факт никак не должен влиять на действенность нормы ст.
1034 ГК РФ для потребителей.
На пользователя возлагается обязанность не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.
При этом имеется в виду не только охраняемая коммерческая информация (ноу-хау), право на использование которой предоставляется пользователю по договору коммерческой концессии, но и иная коммерческая информация, в отношении которой договором предусмотрено сохранение ее конфиденциальности (например, размер вознаграждения, выплачиваемый пользователем правообладателю, или планируемый ассортимент товаров, которые будут
1Брагинский М.И., Витрянский В.В.
Договорное право.
Кн.
3.
М., 2002.
С.
1005.
138
[стр. 732]

рассчитывать на стандартный уровень качества товаров (работ, услуг) и обслуживания, и обеспечению интересов правообладателя, стремящегося сохранить одинаковый уровень обслуживания во всех звеньях своей товаропроводящей сети.
На пользователя возлагается обязанность не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.
При этом имеется в виду не только охраняемая коммерческая информация (ноу-хау), право на использование которой предоставляется пользователю по договору коммерческой концессии, но и иная коммерческая информация, в отношении которой договором предусмотрено сохранение ее конфиденциальности (например, размер вознаграждения, выплачиваемый пользователем правообладателю, или планируемый ассортимент товаров, которые будут
выпускаться пользователем с использованием товарного знака правообладателя в будущем году).
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрена также обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования комплексом исключительных прав, принадлежащих правообладателю на условиях коммерческой субконцессии.
Обращает на себя внимание особый подход законодателя к формулированию обязанностей пользователя по договору коммерческой концессии: перечисленные обязанности возлагаются на пользователя с оговоркой о том, что он их несет с учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии (ст.
1032 ГК).
Дело, видимо, в том, что коммерческая организация или предприниматель, заключая договор коммерческой концессии в качестве пользователя и попадая в экономическую зависимость от правообладателя, формальноюридически сохраняет свою юридическую самостоятельность и в принципе может заниматься и другими видами предпринимательской деятельности, не подпадающими под действие договора коммерческой концессии.
На это обстоятельство обращает внимание, в частности, О.А.
Городов, который пишет: "Характер и особенности деятельности пользователя, в свою очередь, зависят от объема предоставленного по договору комплекса исключительных прав и сферы предпринимательской деятельности...
которая может быть самой разнообразной.
При этом сфера деятельности реципиента комплекса исключительных прав не обязательно должна совпадать со сферой деятельности правообладателя" <*>.
-------------------------------<*> Коммерческое право: Учебник / А.Ю.
Бушев, О.А.
Городов, Н.С.
Ковалевская и др.; Под ред.
В.Ф.
Попондопуло, В.Ф.
Яковлевой.
С.
424.
Что касается обязанностей правообладателя по договору коммерческой концессии, то они дифференцируются на две категории: императивные обязанности, которые возлагаются на всякого правообладателя по этому договору в обязательном порядке (п.
1 ст.
1031 ГК), и диспозитивные обязанности, которые возлагаются на правообладателя только в тех случаях, если иное не предусмотрено договором (п.
2 ст.
1031 ГК).
К числу императивных обязанностей правообладателя относится обязанность передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
Объем и характер технической и коммерческой документации, а также иной информации, которая подлежит передаче пользователю, зависят от вида исключительных прав, право на использование которых предоставляется по договору коммерческой концессии, и могут быть определены лишь самими сторонами при заключении договора.
В связи с этим нельзя не согласиться с А.А.
Ивановым, который указывает: "Перечень данных, которые можно потребовать раскрыть, оставлен открытым.
Чтобы избежать необоснованных

[Back]