Проверяемый текст
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг: Изд. доп., испр. М.: "Статут", 2002.
[стр. 89]

При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о размере вознаграждения правообладателя договор считается незаключенным.
При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.
2.
Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных
разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.» Как отмечает Г.Е.
Авилов, «на практике вознаграждение чаще всего состоит из двух частей: своеобразной «входной платы» за присоединение
к сети правообладателя и последующих периодических платежей, определяемых по твердой шкале или в процентах от выручки» .Наиб олее распространенная форма расчетов сочетание единовременной выплаты вступительного взноса с текущей оплатой.
Вступительный взнос вносится в I качестве платы за присоединение к фирменной сети правообладателя (т.н.
«входной платы»), которая выплачивается сразу же после заключения договора, но может выплачиваться и частями: 25% при подписании договора, 25% при завершении обучения персонала пользователя, 25% после открытия первого предприятия и т.д.
Она предназначена для покрытия расходов правообладателя, связанных с организацией бизнеса пользователя.
Последующие периодические платежи, как правило, определяются в виде отчислений в процентах («роялти») от суммы оборота товаров (услуг, работ).
Практикуется также оплата по твердой шкале в виде фиксированной суммы, выплачиваемой в предусмотренные договором сроки (еженедельно, ежемесячно).
Кроме того, за предоставленные субконцессии пользователь 89 1 Авилов Г.Е.
Коммерческая концессия (глава 54) // Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть вторая.
Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель // Под ред.
О.М.
Козырь, А.Л.
Маковского, С.А.
Хохлова.
М., 1996.
С.

555.
[стр. 453]

которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) <*>.
-------------------------------<*> Е.
Веденеев предлагал в ст.
929 ГК заменить ссылку на событие как основание возникновения обязанности страховщика возместить убытки на иной юридический факт, влекущий соответствующие последствия: случайное наступление опасности, установленной в договоре страхования и приносящей ущерб имущественным интересам страхователя (см.: Веденеев Е.
Страховой случай по договору имущественного страхования // Хозяйство и право.
1998.
N 8.
С.
39).
Приведенное достаточно широкое легальное определение договора имущественного страхования, которое включает страхование разнообразных "имущественных интересов" <*>, позволило выделить в ГК в составе указанного договора, с учетом его предмета, три основные разновидности договора имущественного страхования: во-первых, договор страхования имущества (ст.
930 ГК), во-вторых, договор страхования гражданской ответственности (ст.
931, 932 ГК), в-третьих, договор страхования предпринимательского риска (ст.
933 ГК).
-------------------------------<*> В дореволюционной литературе были сторонники ограничения предметов страхования только вещами.
Так, И.И.
Степанов указывал на то, что страхование "есть способ возобновления разрушенного: разрушаться могут только физические вещи...
Следовательно, и предметом страхового договора могут быть только вещи физические.
Это вытекает одинаково и из того, что страховой договор имеет дело с действительно приобретенной вещью, этим именем можно назвать только физическую вещь.
Если учесть, что подлинная цель договора страхования состоит в устранении последствий имущественного вреда и таким образом речь идет о восстановлении не вещи, а имущественной потери, вызванной лишь отчасти гибелью вещи, следует признать обоснованным столь широкое понимание договора имущественного страхования.
Не случайно в проекте Гражданского уложения было очень точно указано на то, что "предметом страхования (имеется в виду имущественное страхование.
М.Б.) может быть как недвижимое, так и движимое имущество и вообще все то, что для страхования имеет ценность, которая может быть выражена денежной суммой" (Степанов И.И.
Указ.
соч.
С.
15).
По этому поводу С.А.
Герасименко справедливо отмечала: "Значительное внимание уделено в ГК определению отдельных видов имущественного страхования и их особенностям.
Относя в целом определение условий имущественного страхования к компетенции сторон договора, Кодекс вместе с тем устанавливает ряд императивных норм по каждому виду имущественного страхования.
Уместно заметить, что в Гражданском кодексе, по сути, впервые на уровне закона юридически закрепляется существование различных видов имущественного страхования" <*>.
-------------------------------<*> Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред.
О.М.
Козырь, А.Л.
Маковского, С.А.
Хохлова.
М., 1996.
С.

497.
ГК, сохранивший традиционное для права деление страхования на имущественное и личное, имеет и ряд иных связанных с этим отличий от ст.
4 Закона об организации страхового дела.
Речь идет, в частности, о том, что указанный Закон свел имущественное страхование к страхованию имущества.
И уже по этой причине законодатель был вынужден в указанном акте рассматривать страхование ответственности как особый,

[стр.,705]

передачу имущества в собственность, во владение или пользование, не включают в свое содержание такой основной элемент, как собственно передача имущества (традиция) контрагенту.
Вместо этого при коммерческой концессии (как, впрочем, и при всяком лицензионном соглашении) речь идет о предоставлении права на использование комплекса исключительных прав.
Специфика таких объектов гражданских прав, как результаты интеллектуальной деятельности, состоит в том, что возможность их фактического использования не обусловлена их передачей правообладателем другому лицу, такая возможность имеется у каждого.
В юридическом смысле необходимым основанием для использования исключительных прав является получение на то разрешения правообладателя.
Очевидно, что предоставление права на использование комплекса исключительных прав не может быть приравнено к передаче в пользование соответствующей вещи, поэтому договор коммерческой концессии не может быть отнесен к категории договоров о передаче объектов гражданских прав в пользование.
В юридической литературе договор коммерческой концессии нередко сравнивается и с договорами поручения, комиссии, агентским договором, договором простого товарищества.
Например, по мнению О.А.
Городова, все указанные договоры "сближает возможность опосредования сходных общественных отношений по обслуживанию, сбыту товаров, выполнению услуг, которое зиждется на принципах сотрудничества сторон и их равенства.
Однако юридическое содержание в названных видах соглашений различно".
На взгляд О.А.
Городова, это различие проявляется прежде всего в предмете договора: если предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, то предметом договора простого товарищества соединение вкладов товарищей и их совместные действия для достижения общей цели; предметом агентирования юридические и иные (фактические) действия, предметом комиссии одна или несколько сделок, предметом поручения определенные юридические действия <*>.
-------------------------------<*> Коммерческое право: Учебник / А.Ю.
Бушев, О.А.
Городов, Н.С.
Ковалевская и др.; Под ред.
В.Ф.
Попондопуло, В.Ф.
Яковлевой.
СПб., 1997.
С.
415.
Г.Е.
Авилов усматривает отличие договора коммерческой концессии от договора комиссии и агентского договора в том, что "комиссионер и агент действуют в интересах и по поручению комитента (принципала), оказывая последнему определенные услуги, за что получают от него вознаграждение.
При этом сделки, заключенные комиссионером или агентом с третьими лицами, имеют имущественные последствия для комитента или принципала.
Иначе строятся отношения сторон по договору коммерческой концессии.
Здесь пользователь действует без поручения правообладателя и за свой собственный счет.
Он осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации правообладателя, его ноу-хау и коммерческого опыта, за что выплачивает правообладателю вознаграждение.
Таким образом, если дистрибьютер, работающий по агентскому договору, получает от производителя товаров вознаграждение, то дистрибьютер по договору коммерческой концессии сам платит производителю за возможность работать под его фирмой" <*>.
-------------------------------<*> Авилов Г.Е.
Коммерческая концессия (глава 54) // Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть вторая.
Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред.
О.М.
Козырь, А.Л.
Маковского, С.А.
Хохлова.
М., 1996.
С.

554.
В юридической литературе предпринимаются попытки выделить специфические черты коммерческой концессии, отличающие ее и от некоторых иных смежных институтов гражданского права.
Так, А.А.
Иванов обращает внимание на имеющиеся различия между коммерческой концессией и уступкой права (цессией).
Он пишет: "Уступка прав универсальный институт обязательственного права.
В строгом смысле этого слова закон регламентирует уступку лишь требований в обязательствах, причем

[стр.,728]

предупреждения контрагента о его одностороннем прекращении, либо соглашаются с тем, что это условие их договора будет регулироваться диспозитивной нормой, содержащейся в п.
1 ст.
1037 ГК.
Таким образом, условие о сроке действия договора коммерческой концессии, в том числе в виде срока действия договора, заключенного без указания срока, после предупреждения одной из сторон об отказе от этого договора, всегда присутствует в договоре коммерческой концессии, вернее сказать, в обязательстве, вытекающем из этого договора, поскольку, рассуждая о существенных условиях договора, мы имеем в виду такой его аспект, как "договор-правоотношение".
Существенным условием договора коммерческой концессии, необходимым для договоров данного типа, является также условие о вознаграждении, выплачиваемом пользователем правообладателю.
Такой вывод следует из определения понятия договора коммерческой концессии, включающего в себя положение о том, что правообладатель обязуется предоставить пользователю право на использование комплекса принадлежащих ему исключительных прав за вознаграждение (п.
1 ст.
1027 ГК).
Согласно ст.
1030 ГК вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Как отмечает Г.Е.
Авилов, "на практике вознаграждение чаще всего состоит из двух частей: своеобразной "входной платы" за присоединение
сети правообладателя и последующих периодических платежей, определяемых по твердой шкале или в процентах от выручки" <*>.
К схожим выводам приходит также Л.А.
Трахтенгерц, которая указывает: "Наиболее распространенной формой оплаты является сочетание фиксированной суммы (так называемый паушальный платеж), которая выплачивается сразу после заключения договора, и периодических (чаще всего годовых) платежей (так называемых роялти) в виде отчислений в определенном проценте от суммы оборота (товаров, услуг, работ)" <**>.
-------------------------------<*> Авилов Г.Е.
Указ.
соч.
С.
555.
<**> Гражданское право России.
Часть вторая.
Обязательственное право: Курс лекций / Отв.
ред.
О.Н.
Садиков.
С.
589.
Что касается такой категории существенных условий, как условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, то такого рода существенные условия нехарактерны для договора коммерческой концессии.
Данный договор подлежит регистрации, следовательно, он может быть заключен только в форме одного документа, подписанного сторонами, поэтому ситуация, когда правообладатель или пользователь заявляли бы о каком-либо условии договора как о существенном, которое, однако, не попало в текст договора, вообще исключается.
Права и обязанности сторон Договор коммерческой концессии является двусторонним (взаимным) и возмездным договором.
Поэтому на стороне обоих контрагентов имеются как права, так и обязанности.
Причем обязательство, вытекающее из договора коммерческой концессии, на стороне пользователя, вопреки традиционным представлениям, включает в себя обязанности не только перед правообладателем, но и перед третьими лицами, с которыми он вступает в различного рода взаимоотношения при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.

[Back]