Первый, концептуально-деятельностный этап становления системы работы лицея можно охарактеризовать как этап поиска ценностей жизнедеятельности коллектива преподавателей и лицеистов, целей, принципов ее построения. Анализируя процесс становления образовательной системы лицея, необходимо отметить, что ее замысел возник в период изменений в политической и общественной ситуации в конце 80-х годов, когда разрушались сложившиеся за десятилетия общественные ценности, воспитание патриотизма будущего учителя связывалось с национализмом и даже милитаризмом, когда проводилась в жизнь популистская мысль о том, что воспитание — это «насилие над личностью», что в новой школе надо не воспитывать, а только обучать, когда фактически прекратили существование детские и юношеские организации, т. е. в тот период, когда шла ломка и разрушение привычной системы ценностей. Все это побуждало нас вместе с коллективом лицея искать ценности и идеалы, которые бы были значимы и приняты учащимися как основополагающие цели и принципы своей деятельности не только в период обучения в лицее, но и в дальнейшей жизни, профессиональной деятельности. Анализ опыта деятельности педагогов лицея показывает, что в условиях интернатного проживания это достигается единством декларируемых социальных ценностей и реальных действий педагогов и учащихся, непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами учебно-воспитательного процесса лицея. Именно поэтому педагоги совместно с лицеистами выработали «Кодекс чести лицейского братства» (см. Приложение 1). Суть этого документа в том, что к созданию системы образовательного учреждения были привлечены многие люди, в том числе воспитанники. В нем определены нормы, требования, регламентирующие жизнедеятельность лицеистов, которые принимались лицеистами, и |
го образования. Она определяет инновационную деятельность педагогического коллектива, которая реализуется через основные подсистемы: воспитательной системы и дидактической системы (содержание образования и технологии его реализации). Проведем анализ опыта становления воспитательной системы в инновационном учебном заведении — мужском педагогическом лицее, которая является важнейшим, основополагающим компонентом авторской школы народного учителя СССР Ф. Ф. Слипченко. Воспитательная система лицея прошла в своем развитии несколько этапов. Условно их можно определить как этапы концептуальнодеятельностного становления, поиска форм жизнедеятельности учащихся и саморазвития системы. Воспитательная система Волгоградского педагогического лицея не была задана “сверху”, а создавалась автором на основе опыта предыдущей педагогической практики, когда Ф. Ф. Слипченко был директором школы-интерната. Уже тогда он особое внимание уделял социальной защищенности ребенка, его нравственному и духовному развитию. В его опыте апробировались и оправдали себя проекты по трудовому и физическому воспитанию детей в условиях школыинтерната. Впервые в практике региона в его учебном заведении был введен институт освобожденных воспитателей, когда воспитательная работа осуществлялась не учителями-предметниками (они же классные руководители), а специально подготовленными педагогами. Первый, концептуально-деятельностный этап становления системы воспитательной работы можно охарактеризовать как этап поиска ценностей жизнедеятельности лицеистов, целей, принципов ее построения. Анализируя процесс становления воспитательной системы лицея, необходимо отметить, что ее замысел возник в период изменений в политической и общественной ситуации 80-х годов, когда разрушались общественные ценности, воспитание патриотизма связывалось с национализмом и даже милитаризмом, когда проводилась мысль о том, что в новой школе надо не воспитывать, а только обучать, что воспитание — это насилие над личностью, когда фактически были разрушены детские и юношеские организации, т. е. в тот период, когда шла ломка и разрушение привычной системы ценностей. Все это побуждало коллектив лицея искать ценности и идеалы, которые бы были значимы и приняты учащимися как основополагающие цели и принципы своей деятельности не только в период обучения в лицее, но и в дальнейшей жизни, работе. Анализ опыта педагогической деятельности народного учителя СССР Ф. Ф. Слипченко показывает, что в условиях интернатного проживания это достигается единством декларируемых социальных ценностей и реальных действий педагогов и учащихся, непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами учебно-воспитательного процесса лицея. В процессе разработки общего замысла концепции учебно-воспитательного процесса лицея и определения стратегической цели — формирование личности будущего учителя — мужчины, интеллигента, воспитателя, сельского жителя, хозяина земли, личности активной и творческой, освоившей культуру общества, — стало очевидно, что в данной цели проектировались ценности и устремления педагогического коллектива, но не учащихся. Следовательно, необходимо было данную педагогическую цель представить в виде смыслов, ценностей, значимых для жизнедеятельности лицеистов, педагогов, родителей, общественности. Совместный поиск учителей и учащихся привел к простой формуле жизнедеятельности лицеистов. Лицей живет и трудится под девизом “Родина. Долг. Честь”, который содержит глубокий профессионально-патриотический и гражданский смысл: предшествующие поколения сумели создать великую и могучую державу и передали ее нам; мы — преемники славы и доблести народа и государства Российского; наш долг — беречь Россию, защищать ее честь и достоинство своим трудом и своей жизнью. Лицеисты и сотрудники лицея помнят это и, продолжая традиции старших поколений, кладут на алтарь Отечества свои мысли и дела. Девиз как общая идея о ценностях жизнедеятельности раскрывается в таких основополагающих документах лицея, как “Торжественное обещание лицеиста” и “Кодекс чести лицейского братства”. Как видим, замысел сначала был разработан в виде общественных ценно |