Проверяемый текст
[стр. 57]

научить своих будущих подчиненных солдатской науке.
Для этого им преподавалась методика обучения, их учили громко и отчетливо произносить команды, замечать и исправлять ошибки в исполнении различных строевых приемов.
Характерная деталь: считалось, что никакой служебный наряд не мог рассматриваться в качестве наказания, т.к.
это ставило будущего офицера в двусмысленное положение: он готовится к тому, чтобы жизнь свою посвятить службе, а его наказывают, отправляя на эту самую службу, тем самым принижая ее значение.
Уже тогда в уставах было записано (на этом настоял генерал Драгомиров), что служба военнослужащего является выполнением боевой задачи, поэтому рассматривать ее в качестве наказания было бы абсурдным, более того безнравственным.
Юнкерам внушали, что любая служба, которая выпадает на долю военнослужащих, является почетной, требует сосредоточенности и отдачи всех сил, как моральных, так и физических.
Поэтому их и не наказывали этой самой службой, иначе ни о каком уважении ни к службе, ни к своей будущей профессии не могло быть и речи.
Система учебных занятий по правовым дисциплинам в военном училище состояла первоначально из совокупности лекций, читаемых в общих аудиториях, практических занятий, проводимых при участии преподавателей, и репетиций по разделам каждого учебного предмета, имевших целью не только проверку усвоения юнкерами правовых знаний, но и пополнение их запаса путем необходимых разъяснений со стороны репетирующего.
Таким образом, правовая подготовка юнкеров предусматривала различные формы организации учебной деятельности как групповые, так и индивидуальные.
Изучение и анализ архивных, документальных, мемуарных, литературных и специальных источников, законодательных актов показал, что в период
проведения военных реформ было характерно следующее: совершенствовалась дисциплинарная практика и правовая подготовка в военно-учебных заведениях, она становилась более демократичной и гуманной; были значительно ограничены права командиров-воспитателей военно-учебных заведений на примене57
[стр. 21]

должен почерпнуть из упомянутого курса сведения о тех законоположениях, коими определяются: правоотношения между военнослужащими, средства для поддержания воинской дисциплины, военное судопроизводство, причем сведения эти должны быть усвоены настолько основательно, чтобы окончивший курс военного училища сознательно мог провести дознание или исполнять обязанности делопроизводителя полкового суда” 1.
В рассматриваемый период обязательным стало чтение военноуголовных законов; разбор военно-судных и следственных дел; практические занятия в производстве следствий на тему; упражнение по поиску статей на данный факт.
л В учебную дисциплину “Уставы” входили: в пехоте рекрутское, ротное и батальонное учения, в кавалерии взводное, эскадронное и полковое учения; гарнизонная и полковая служба в мирное время.
В 1863 г.
было утверждено “Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных”, которое по существу, было первым в истории Российской армии дисциплинарным уставом.
До этого не было в России единого уставного документа, специально посвященного дисциплинарной практике.
Основной формой занятий была полуторачасовая (три лекции в день) или часовая (четыре лекции в день) лекция.
Количество времени, уделяемого на преподавание каждого предмета, находилось в строгой зависимости от объема курсов3.
Впоследствии были сделаны значительные изменения в курсах правовых дисциплин, из младшего класса законоведение перевели в старший класс со значительными сокращениями.
Изучение и анализ архивных, документальных, мемуарных, литературных и специальных источников, законодательных актов показал, что в период
1 Бобровский П.О.
Юнкерские училища.
Историческое обозрение их развития и деятельности.
СПб., 1872.
т.1, с.
34-35.
2См.
там же с.38.
3См.
там же с.
40-4!.
21

[стр.,22]

проведения военных реформ было характерно следующее: совершенствовалась дисциплинарная практика и правовая подготовка в военно-учебных заведениях, она становилась более демократичной и гуманной; были значительно ограничены права командиров-воспитателей военно-учебных заведений на применение телесных наказаний; с 1904 г.
телесные наказания как мера дисциплинарного воздействия были отменены в военно-учебных заведениях1.
Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей системы подготовки офицерских кадров.
На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы: ’’Устав строевой пехотной службы” (1866г.); строевые уставы пешей и конно-артиллерийской служб (1859г.); устав о кавалерийской строевой службе (1869г.).
Учтя опыт Крымской войны, развертывается сеть юнкерских училищ (1868г.); кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии и прогимназии.
Потеряв право производства в офицеры, они стали подготовительными учебными заведениями.
Позднее их вновь переименовали в кадетские корпуса, но статуса не изменили.
Император Александр II в1864г.
одобрил положение об юнкерских училищах при войсках.
Был изменен учебный курс, который разделен на два класса младший и старший, или общий и специальный.
В старшем классе изучались юридические дисциплины: военные уставы, военная администрация, военное судопроизводство; в младших классах уставы.
Законоведение и Уставы относились к специальным предметам.
Уставы в специальном курсе юнкерских училищ были первенствующими, ибо они составляли необходимую сторону правовых знаний строевого офицера, для исполнения прямых обязанностей при войсках; с другой стороны изучение принятых форм и видов уставов облегчает и разъясняет науку о бое.
Законоведение служило для уяснения надлежащих понятий о предстоящей администра22 1См.: Инструкция по воспитательной работе для кадетских корпусов.
СПб., 1886.
С.53.

[Back]