Проверяемый текст
Свиридов, Владимир Александрович. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX - начале XX века (Диссертация 2006)
[стр. 65]

грамотными людьми.
С этой целью учащихся знакомили с государственными законами России, характеристикой земских и городских учреждений и более подробно с общим содержанием свода военных постановлений.
С течением времени учебные программы юнкерских училищ дополнялись и совершенствовались и постепенно приближались к учебным программам военных училищ.
К 1910г.
юнкерские училища постепенно перешли на трехгодичную программу обучения.
Таким образом, выпускники юнкерских училищ по объему полученных правовых знаний практически сравнялись со своими коллегами из военных училищ.
Применительно к учебным пособиям, используемым в юнкерских училищах
по правовым дисциплинам, в Инструкции по учебной части отмечалось, что они должны были выполнять следующие задачи: «а) содержать весь указанный программой материал; б) излагать этот материал в возможно научной последовательности; в) развивать каждый вопрос в достаточной мере, не переходя, однако, рамок в отношении времени, необходимого для прохождения курса, и не впадая в конструктивную форму изложения; г) обязательные для изучения по программе тексты выражать более крупным шрифтом; д) использовать лишь доступные для подготовки юнкеров приемы объяснения и доказательства; е) по возможности распределять материал отдельными, определенно озаглавленными, не особенно длинными, но вместе с тем закономерными параграфами; ж) изобиловать, где надо, пояснительными примерами и обращениями, оживляющими предмет сравнениями; з) выделять подстрочные примечания или в тексте мелким шрифтом, или, наконец, в виде особого в конце книги приложения, содержащего цифровые данные и вообще сведения справочного характера; и) изобиловать, где надо, пояснительными чертежами в тексте; к) отличаться простотою сжатого, но живого слова; л) отличаться удовлетворительной внешностью» .
В это время начинается процесс формирования правовых библиотек при юнкерских и военных училищах.
Однако, по праву первое место занимала биб1Инструкция по учебной части для юнкерских училищ.
СПб., 1901.
С.
5-6.
65'
[стр. 111]

циплины, военное судоустройство, причем сведения эти должны быть усвоены настолько, чтобы окончивший курс военного училища сознательно мог провести дознание или исполнять обязанности делопроизводителя полкового суда" [16, с.89].
Особого внимания заслуживает дисциплина "Методика обучения нижних чинов".
Здесь речь идет, прежде всего, об обучении нижних чинов грамотности.
Так в 1896 году из 275324 призванных в армию 169069 человек были неграмотны, в 1901 году из 303722 призванных 122570 человек [209].
В "Положении об обучении нижних чинов пехоты" говорилось: "Обучение солдат грамотности обязательно.
На него следует смотреть как на средство к развитию молодых солдат, необходимое им для сознательного отношения к будущим их обязанностям..." [53, с.278-279].
По существу изучение методов обучения составляло особую специальность, необходимую для учителей, но учителем обязан быть любой офицер, его прямая обязанность обучать вверенных его команде солдат всему, начиная от строевой стойки и кончая нравственными принципами, на которых утверждается дисциплина.
С другой стороны, армия нуждалась в развитии грамотности и от качества преподавания дисциплины "Методика обучения нижних чинов" в юнкерских училищах зависело решение этой задачи.
Несомненный же успех преподавания этой дисциплины был связан с двумя условиями: "1) она должна была иметь педагогическое обоснование, заимствуя необходимые элементы из психологии и логики (а этого в программах обучения офицеров не было); 2) не давать ничего такого, чего бы будущий офицер, представленный самому себе, не мог бы или не сумел бы приложить к делу..." [11, с.159].
Применительно к учебным пособиям, используемым в юнкерских училищах,
говорилось, что они должны были выполнять следующие задачи: "а) содержать весь указанный программой материал; 111

[стр.,112]

б) излагать этот материал в возможно научной последовательности; в) развивать каждый вопрос в достаточной мере, не переходя, однако, рамок в отношении времени, необходимого для прохождения курса, и не впадая в конструктивную форму изложения; г) обязательные для изучения по программе тексты выражать более крупным шрифтом; д) использовать лишь доступные для подготовки юнкеров приемы объяснения и доказательства; е) по возможности распределять материал отдельными, определенно озаглавленными, не особенно длинными, но вместе с тем закономерными параграфами; ж) изобиловать, где надо, пояснительными примерами и обращениями, оживляющими предмет, сравнениями; з) выделять подстрочные примечания или в тексте мелким шрифтом, или, наконец, в виде особого в конце книги приложения, содержащего цифровые данные и вообще сведения справочного характера; и) изобиловать, где надо, пояснительными чертежами в тексте; к) отличаться простотою сжатого, но живого слова; л) отличаться удовлетворительной внешностью" [88, с.5-6].
Юнкерские училища первоначально офицеров в войска не выпускали.
При этом выпущенные по 1-му разряду производились в офицерский чин после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакансий, а выпушенные по 2-му разряду только на вакансии.
К 80-м годам XIX века юнкерские училища в основном удовлетворяли потребности армии в офицерских кадрах, что позволило повысить требования к их образовательной подготовке, которая была признана недостаточной.
Теперь ставилась задача дать образование как можно большему числу офицеров на уровне военных училищ.
В 1886-1888 годах при юнкерских училищах были открыты отделения 112

[Back]