Проверяемый текст
Свиридов, Владимир Александрович. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX - начале XX века (Диссертация 2006)
[стр. 71]

В целом необходимо отметить, что основные идеи новых программ вполне соответствовали требованиям времени.
И 28 июля 1910г.
военный министр утвердил новые программы обучения в военных училищах.
Основная идея новых программ заключалась в том, чтобы «приблизить военные знания юнкеров к войсковой жизни и подготовить их к обязанностям воспитателя и учителя солдата и к роли руководителя вверенной ему малой части (взвода, полуроты) в поле» .

К правовым предметам, изучаемым в военных и юнкерских училищах, были отнесены следующие: военная администрация, законоведение, воинские уставы и все отрасли военно-служебной подготовки2.
В тоже время в области методики преподавания юридических дисциплин произошли серьезные перемены.
Так от аудиторно-лекционного метода вследствие слабой успеваемости юнкеров окончательно перешли к классной системе .
Кроме того, в 1910г.
был введен новый Устав внутренней службы, а в 1912г.
Устав дисциплинарный.
Важная особенность.Устава дисциплинарного состояла в том, что по каждой его статье давались обстоятельные комментарии, пояснения, ссылки на другие руководящие документы.
Следует также отметить, что в период между русско-японской и Первой мировой войнами уровень правовой подготовки молодых русских офицеров был не ниже английских, французских и германских офицеров.
Так, например, в военных училищах Пруссии изучались следующие предметы правовой направленности: обязанности и отношения военнослужащих (2 часа в неделю), строевое учение по роду оружия (2 часа), уставы и гарнизонная служба (2 часа)4.
Как видно система правовой подготовки офицерских кадров нашего будущего противника в Первой мировой войне, принципиально не отличалась от русской военной школы, а кое в чем и отставала.
1Военная энциклопедия.
СПб., 1911.
Т.
1.
С.616.^ _ “ Программа и руководящие указания для преподавания учебных предметов в военном училище.
СПб., 1911.
С.З.
3 Зайончковский П.А.
Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий.
18811903.
М.: “Мысль”, 1973.
С.З 16-317; Бордунов С.В.
Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины 19го начала 20 века: Дис....
канд.
пед.
наук.
М.: ВПА, 1991.
4 Каульбас Н.
Германская армия и принципы ее быта и обучения.
СПб., 1890.
С.
444.
71
[стр. 195]

обучения в военных училищах.
Основная идея новых программ заключалась в том, чтобы "приблизить военные знания юнкеров к войсковой жизни и подготовить их к обязанностям воспитателя и учителя солдата и к роли руководителя вверенной ему малой части (взвода, полуроты) в поле"
[27, с.616].
Главное внимание обращалось на изучение тактики (8 часов в неделю в младшем классе и 10 часов в старшем) [27, с.616].
Кроме этого, в училищах проводились внеклассные занятия по стрельбе, уставам, гимнастике, плаванию и танцам.
К предметам, изучаемым в военных училищах, относились: тактика, история русской армии, топография, фортификация, артиллерия, военная администрация, законоведение, военная география, гигиена, иппология, Закон Божий, русский язык, математика со сведениями из химии, география, история, черчение, воинские уставы и все отрасли военно-служебной подготовки [226, с.З].
Как видим, по-прежнему в программах обучения отсутствовал предмет "Военная психология и педагогика", что уже изначально приводило к возникновению дистанции в войсках между офицерами и солдатами.
По большому счету, психология нижнего чина никого не интересовала, он должен был в силу сословных предрассудков беспрекословно выполнять то, что от него требовалось.
О каком единении между офицерами и солдатами могла идти речь, если первого даже не учили практической работе с низшим чином, и офицер зачастую не представлял, с чем и с кем ему придется встретиться в казарме.
Этот недостаток был серьезным упущением в подготовке офицерских кадров, что осознавали и сами офицеры того времени.
Один из кавалерийских офицеров А.
Дрозд-Бонячевский в статье "Нравственный элемент как основа управления", писал: "Офицер не получает никакой теоретической подготовки в области военной психологии.
Выйдя из училища, он даже не подозревает, что одна из его обязанностей будет состоять в умении влиять на ум и сердце своих подчиненных, на 195

[Back]