Проверяемый текст
Болотин, Владимир Сергеевич; Административная ответственность в сфере наркотических средств и психотропных веществ (Диссертация 2004)
[стр. 96]

вопросов, отнесенных в соответствии со ст.
71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации.
Пункт «м» ст.
71 которой определят, что производство наркотических средств и порядок их использования находится в исключительном ведении Российской Федерации,
т.е.
легального оборота наркотиков, но не административной ответственности за нарушение режима оборота или незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Следует оговориться, что позиция федерального законодательства, включившего в число объектов своего внимания не только наркотические средства, но и психотропные вещества, как того требует ратифицированная нашей страной Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 г., признавшая международную опасность незаконного оборота и злоупотребления психотропными веществами наравне с
наркотическими средствами, более выверена и точна.
В России знак равенства между противоправными деяниями в отношении наркотических средств и психотропных веществ по существу был поставлен лишь в 1996-98 г.г.
с принятием УК РФ и ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»153.

Продолжающая иметь место практика установления административной ответственности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ на уровне субъектов Федерации, сыгравшая определенную положительную роль в условиях отмены уголовного и несовершенства административного преследования за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, должна быть одобрена, с учетом необходимости внесения в нее корректировки в части исключения противоречий федеральному законодательству.
Это необходимо для обеспечения реализации задач целевых региональных программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, а также для создания возможности дифференциации административной ответственности в зависимости от условий конкретного субъекта федерации, 1 5 3 См.
напр.: Бабаян Э.А.
Некоторые проблемы терминологии в области наркотических средств // Приложение № 4-2000 к журналу «Новая аптека».
М .: МЦФЭР, 2000.
С.
11.

96
[стр. 72]

ответствии с ч.
1 ст.
2.1, ч.
3 ст.
3.2 КоАП РФ допускается установление административного наказания в виде административного штрафа и соответственно обусловленные его применением ограничения имущественных прав лица законом субъекта Федерации.
Подобный метод законодательной регламентации едва ли можно назвать легитимным: ч.
3 ст.
55 Конституции РФ предписывает возможность ограничения прав и свобод граждан РФ в форме федерального закона независимо от того, отнесена ли регламентация прав и свобод к ведению Федерации (ст.
71), к предметам совместного ведения (ч.
1 ст.
72) или к ведению субъектов Федерации (ст.
73).
КоАП РФ, напротив, допускает установление таких ограничений в зависимости от того, отнесена ли защита правоохраняемых интересов к ведению Федерации или к ведению субъектов в ес составе ( п.
3 ч.
1 ст.
1.3 и ч.
1 ст.
2.1 КоАП РФ).
Таким образом, применение административных наказаний, установленных в соответствии с КоАП РФ законами субъектов Федерации, во всяком случае, оспоримо.
Исходя из заложенной в Конституции РФ модели совместного ведения, по предметам, к ним относящимся, субъекты Федерации имеют право регламентировать только те вопросы, регулирование которых не отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Применительно к законодательству об административных правонарушениях такие полномочия определены в ч.
1 ст.
1.3 КоАП РФ.
Это, во-первых, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, под которыми понимается круг вопросов, отнесенных в соответствии со ст.
71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации.
Пункт «м» ст.
71 которой определят, что производство наркотических средств и порядок их использования находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Следует оговориться, что позиция федерального законодательства, включившего в число объектов своего внимания не только наркотические средства но и психотропные вещества, как того требует ратифицированная нашей страной, Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 г., признавшая международную опасность незаконного оборота и злоупотребления психотропными веществами наравне с
нар72

[стр.,73]

котическими средствами, более выверена и точна.
В России знак равенства между противоправными деяниями в отношении наркотических средств и психотропных веществ по существу был поставлен лишь в 1996-98 г.г.
с принятием УК РФ и ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»1.

Не вызывает сомнения тот факт, что производство психотропных веществ, подлежащих контролю в соответствии со ст.
2 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», и порядок их использования фактически находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В противном случае, будут существенно ослаблены гарантии обеспечения одного из а важных прав человек и гражданина права на охрану здоровья.
Очевидно, что редакционно п.
«м» ст.
71 Конституции РФ требует дополнения словами «и психотропных веществ».
Во-вторых, установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализируя приведенную норму и учитывая то обстоятельство, что законодательство о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах,состоит только из федеральных законов и, более того, любые отношения, возникающие в процессе их оборота, могут регулироваться исключительно на федеральном уровне, можно сделать вывод, что субъекты Федерации не имеют права устанавливать административную ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, и с 1 июля 2002 г.
единственной законно установленной административной ответственностью за такие нарушения следует признать ответственность, которая предусмотрена нормами КоАП РФ.
Поэтому, продолжающая иметь место практика регулирования административной ответственности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ на уровне субъектов Федерации, сыгравшая определенную 1 См.
напр.: Бабаян Э.А.
Некоторые проблемы терминологии в области наркотических средств // Приложение № 4-2000 к журналу «Новая аптека».
М.: МЦФЭР, 2000.
С.
11.

2См.
напр.: ГазизовД А .
Указ.
труд.
С.
34.
73

[стр.,170]

производные от немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ; направленные на противодействие контрольнонадзорной и административно-юрисдикционной деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ; совершаемые несовершеннолетними.
4.
Единственной легитимно установленной административной ответственностью за административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ следует признать ответственность, которая предусмотрена нормами КоАП РФ.
Поэтому практика регулирования административной ответственности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ на уровне субъектов Федерации, сыгравшая определенную положительную роль в условиях отмены уголовного и несовершенства административного преследования за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, должна быть прекращена.
Без оптимального согласования административной и уголовной ответственности, направленного на завершение формирования сбалансированной антинаркотической правовой базы, либерализация уголовной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, не будет оправдана с юридической точки зрения.
При этом проекты подзаконных актов, обеспечивающих их реализацию, должны разрабатываться параллельно с ним и вводиться в действие одновременно с вступлением в силу законодательных изменений.
5.
Приоритет развития отраслевой системы субъектов административнонаркоделиктной юрисдикции по пути их специализации в зависимости от функционального предназначения, вместе с существенным повышением роли судей, позволяет добиться оптимального распределения их компетенции и повышения эффективности административно-юрисдикционной деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В связи с этим целесообразно: 170

[Back]