108 Разновидностью такого подхода являются попытки определения интереса через специфическую экономическую потребность. Новый шаг в приближении к сущности интереса связан с рассмотрением в качестве объекта интереса не самих экономических потребностей, а условий их реализации. Четко эта мысль сформулирована у JI. И. Абалкина, Я. А. Вильчко, А. Г. Здравомыслова, Б. В. Ракитского и др. [8; 56; 122; 299]. «Интересы рассматриваются как объективные отношения общества, класса или отдельного человека к условиям собственной жизни и наличным потребностям, побуждающие социальный коллектив или отдельных людей содействовать сохранению благоприятных условий или бороться с теми условиями, которые затрудняют их существование» [56, с. 5]. В этом определении просматривается еще один аспект сущности экономического интереса как процесса. Современное направление в исследовании природы экономического интереса, возникшее и развивающееся в связи с осмыслением трансформации российской экономики, характеризуется обогащением традиционной методологии отечественной науки. В настоящее время отечественные экономисты используют различные научные средства, методы и инструментарий исследования: от жестких принципов методологического индивидуализма до либеральных принципов эволюционно-институционального направления экономической мысли. Использование принципа методологического индивидуализма позволило подойти к характеристике интереса с позиции пользы, выгоды, достигаемой субъектом в процессе экономической деятельности. Основоположниками данного направления в отечественной экономической мысли по праву считают Н. А. Моисеева и М. В. Попова. Они утверждают, что «экономические интересы характеризуют экономическое положение субъекта производственных отношений тем, что показывают, какие действия в рамках данной |
132 функции. В действительности обе эти фазы имеют своей целью расширение возможностей удовлетворения потребностей, то есть являются сферами » функционирования и реализации экономических интересов, и без них невозможно ни распределение, ни потребление. Следовательно, интересы не только присущи каждой из фаз воспроизводства, но и имеют в каждой из них специфические функции и формы проявления. Новый шаг в приближении к сущности интереса связан с рассмотрением в качестве объекта интереса не самих экономических потребностей, а условий их реализации. Четко эта мысль сформулирована у ЛИАбалкина, ЯАВильчко, А.Г.Здравомыслова, Б. В. Ракитского и др.1 «Интересы рассматриваются как объективные отношения общества, класса или отдельного человека к условиям собственной жизни и наличным потребностям, побуждающие социальный коллектив или отдельных людей содействовать сохранению благоприятных условий или бороться с теми условиями, которые затрудняют их существование».2 В этом определении просматривается еще один аспект сущности экономического интереса как процесса. Современное направление в исследовании природы экономического интереса, возникшее и развивающееся в связи с осмыслением трансформации российской экономики, характеризуется обогащением традиционной методологии отечественной науки. В настоящее время отечественные экономисты используют различные научные средства, методы и инструментарий исследования: от жестких принципо: методологического индивидуализма до либеральных принципов эволюционноинституционального направления экономической мысли. Использование принципа методологического индивидуализма позволило подойти к характеристике интереса с позиции пользы, выгоды, достигаемой субъектом в процессе экономической деятельности. Основоположниками данного направления в отечественной экономической мысли по праву считают НА. Моисеева и МВ Попова. Они утверждают, что «экономические интересы характеризуют экономическое положение субъекта производственных отношений тем, что показывают, какие 1 Абалкин ЛИ Новый тал экономического мышления. М.: Экономика, 1987; Вильчко Я А Проблема духовных интересов в марксистсколенинском идейном наследии Саратов, 1983; Здравомыслов АТ. Потребности Интересы. Ценности М, 1986; Ракигский Б.В. Общественные фонды потребления как экономическая категория. М, 1966. 2 Вильчко Я.А. Проблема духовных интересов в марксистско-ленинском идейном наследии. 1983. С.5. |