134 варианта связан с подчинением интересов социальных групп и субъектов ценностным ориентирам с помощью метода вытеснения, построенного на сохранении обычаев, приоритете общих интересов и т. д. Третий вариант связан с консервативной системой ценностей, вступившей в острую конфронтацию с полностью не совместимыми с нею интересами личности. Решение данной коллизии возможно двумя путями. Тот и другой имеют своим результатом существенное ослабление позитивной оценки существующей системы (т. е. разрушение ценностно закрепленного стереотипа). Итогом одного пути становится разрушение, ведущее не к размыванию, а к укреплению консервативного начала. Недовольство существующей системой выступает в форме обвинения в измене самой себе за отход от изначальных принципов, их искажение. Как это, например, имело место в социалистической системе СССР в первые годы «перестройки». В результате консерватизм приобретает черты правого радикализма. Итогом другого пути становится вытеснение первоначальных консервативных ценностей, замена их новой ценностной системой чаще всего полярной прежней (что фактически произошло в России в 1991 г.). Вторая модель, конформистская. При ней коллизия между исходными ценностными позициями индивида и его конкретными интересами, как правило, не приобретает острого характера в формировании отношения к общественной системе. Данный итог достигается также двумя путями. При полном совпадении ценностных позиций с конкретными интересами происходит мультипликация позитивного отношения к системе, ее институтам, руководству, политическим и экономическим решениям, что является основой ее стабилизации. В свою очередь, столкновение интересов, даже в крайних формах, не завершается сломом первоначальной системы, ее дестабилизацией. Противоречие между ценностями и интересами воспринимается как некая данность, естественная форма существования. Конформизм отрицает |
194 Для другого варианта характерно сочетание ценностно обусловленного положительного отношения к общественной системе с интересами, частично противостоящими ее закономерностям. Механизм реализации этого варианта связан с подчинением интересов социальных групп и субъектов ценностным ориентирам с помощью метода вытеснения, построенного на сохранении обычаев, приоритете общих интересов и т. д. Третий острую конфронтацию с полностью не совместимыми с нею интересами личности. Решение данной коллизии возможно двумя путями. Тот и другой имеют своим результатом существенное ослабление позитивной оценки существующей системы ( т. е. разрушение ценностно закрепленного стереотипа). Итогом одного пути становится разрушение, ведущее не к размыванию, а к укреплению консервативного начала. Недовольство существующей системой выступает в форме обвинения в измене самой за отход от изначальных принципов, их искажение. Как это, например, имело место в социалистической системе СССР в первые годы “перестройки”. В результате консерватизм приобретает черты правого радикализма. Итогом другого пути становится вытеснение первоначальных консервативных ценностей, замена их новой ценностной системойчаще всего полярной прежней (что фактически произошло в России в 1991 году). Вторая модель, конформистская. При ней коллизия между исходными ценностными позициями индивида и его конкретными интересами, как правило, не приобретает острого характера в формировании отношения к общественной системе. Данный итог достигается также двумя путями. При полном совпадении ценностных позиций с конкретными интересами происходит мультипликация позитивного отношения к системе, ее институтам, руководству, политическим и экономическим решениям, что является основой ее стабилизации. В свою очередь, столкновение интересов, даже в крайних формах, не завершается сломом первоначальной системы, ее дестабилизацией. Противоречие между ценностями и интересами воспринимается как некая данность, естественная форма существования. Конформизм отрицает ориентацию на отстаивание своих интересов в силовой или иной аналогичной форме. Поэтому ни позитивные, ни негативные результаты этой ориентации не поколеблют основ общего (как правило, положительного или, по меньшей мере, терпимого) отношения к ней. Конформистская модель, в частности, лежит в |