190 ГЛАВА 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ новой экономики 4,1. Формирование новой парадигмы экономических интересов субъектов хозяйствования постиндустриального общества Центральное место в системе движущих сил принадлежит экономическому интересу. Большой вклад в развитие учения об интересах внес видный представитель немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегель, Рассмотрение интересов осуществлялось им в связи с исследованием проблем права, морали, нравственности гражданского общества. Он развил диалектическую идею осуществления объективного исторического процесса через деятельность людей, каждый из которых руководствуется своим собственным интересом. В учении Г. В. Ф. Гегеля интерес представляет собой одну из важнейших категорий философии духа. В соответствии со своей концепцией он отмечал, что люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержи гея в них, но нс сознавалось ими и нс входило в их намерения» [67, с. 196]. Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот «остаток», проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и интересов [67, с. 196]. Классическая буржуазная политическая экономия начала рассматривать экономические интересы в непосредственной связи с производством. Так, представитель английского классического направления Л. Смит (1723 |
ня социально незащищенных групп населения и т.д. Итак, экономические интересы, потребности, цели, желания, стремления являются материальными движущими силами общественного развития. Экономические интересы как объективные движущие силы общества возникают на основе потребностей субъектов только в процессе взаимодействия этих субъектов. Потребности субъектов социально-экономической системы, ради удовлетворения которых ведется производство в любом обществе, определяются существующими материальными условиями и экономическими отношениями. Неудовлетворенные потребности в исторически определенный момент времени становятся вполне удовлетворенными в другой период развития общества. Главное послать импульс от потребления к производству через экономические интересы субъектов. Экономические интересы как форма проявления социальноэкономических отношений обусловлены принципами их развития, а также правами и возможностями их реализации в экономических отношениях. В экономической литературе теории интересов уделено значительное внимание. Большой вклад в развитие учения об интересах внес видный представитель немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.). Рассмотрение интересов осуществлялось им в связи с исследованием проблем права, морали, нравственности гражданского общества. Он развил диалектическую идею осуществления объективного исторического процесса через деятельность людей, каждый из которых руководствуется своим собственным интересом. В учении Г.В.Ф. Гегеля интерес представляет собой одну из важнейших категорий философии духа. В соответствии со своей концепцией он считал, что интерес есть нечто большее, чем содержание тех намерений и влечений, на удовлетворение которых направлена деятельность субъекта. Этот «остаток», проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и интересов. Классическая буржуазная политическая экономия начала рассматривать экономические интересы в непосредственной связи с производством. Так, представитель английского классического направления Л. Смит (17231790 гт.) подчеркивал, что в основе производства и обмена продуктами лежат интересы людей (172, С.79-396). Идеи теории «экономического человека» А. Смита были продолжены безусловным лидером классической политэкономии Д. Рикардо (1772-1823 гг.). Для него также очевидно определяющее влияние собственного интереса в деятельности человека (154, С. 397-473). Таким образом, А. Смит, а затем и Д. Рикардо обратили внимание на объективность экономических отношений, следовательно, попытались выявить на этой основе факторы, влияющие на экономическое поведение человека в обществе. Однако, оставаясь на позициях философии естественного права, Д. Рикардо, как и А. Смит, не слишком различал логику модели и логику самой действительности и не ощущал, что принятая им поведенческая предпосылка влияет на результат анализа. Модель собственного интереса он понимал одновременно как образец рационального экономического поведения. При всей «дедуктивности» своей экономической теории Д.Рикардо, как и А.Смит, не прибегал к сильным абстракциям относительно человеческого поведения в экономике, а удовлетворялся моделью человека, не слишком далеко вышедшей за пределы обыденного опыта. Критики капитализма, считавшие его переходящим этапом в истории человечества, отмечали, что концепция человека, предложенная классиками, была продуктом отношений, складывающихся в ту эпоху буржуазного общества, в котором «не осталось никакой другой связи между людьми, кроме голого интереса, никакого другого мотива, регулирующего совместную жизнь, кроме эгоистического расчета (106). |