Проверяемый текст
Аршанский, Станислав Борисович; Экономические интересы и их противоречивость в ТНК (Диссертация 2003)
[стр. 200]

200 работах ученых институциональной теории, в социальных институтах нуждаются ограниченно разумные существа небезупречной нравственности.
При отсутствии
проблем ограниченной рациональности и оппортунистического поведения потребность во многих институтах попросту отпала бы».
Основным элементом институциональной среды, в которой осуществляют свой выбор люди, являются нормы.
Норма —это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействий.
В отличие от традиционного неоклассического подхода современный неоинституционализм исходит
из первостепенной важности социальных норм и правил.
Как полагают
неоинституционалисты, важнейшей нормой, заложенной в рыночной конституции, является сложный утилитаризм максимизация хозяйствующим субъектом своей полезности через свою продуктивную деятельность.
Простой утилитаризм предполагает превращение при наличии благоприятных условий максимизации полезности в поиск ренты.

Неоинституциональная теория стремится «рационализировать» нормы, т.
е.
увидеть в нормах результат осознанного, рационального выбора поведения людей.
Противоречия между' моделью рационального выбора и следованием нормам снимаются.
Теория общественного выбора, например, для объяснения юридических норм использует неоклассическую модель рационального выбора.
В ее трактовке нормы и правила появляются в результате взаимодействия индивидов на политическом рынке, где люди выбирают различные альтернативы, сопоставляя их со своими ценностями, подобно тому, как они на рынке выбирают товар, руководствуясь лишь своими предпочтениями.

Отсюда и следующий критерий оценки норм —их эффективность.
Нормы эффективны тогда, когда они основаны на индивидуалистических ценностях и способствуют взаимовыгодной реализации
индивидуатьных интересов.
[стр. 27]

27 индивидами собственных интересов.
Индивиды задают рамки восприятию интересов, но в тоже время индивиды способны изменить институциональные рамки (133).
Классическим примером такого подхода служит теория О.
Уильямсона, объясняющая существование различных экономических институтов рыночного хозяйства экономией на трансакционных издержках, которые можно определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно не протекало (189).
Развивая идеи Р.
Коуза, О.
Уильямсон приходит к выводу о существовании иерархически организованных фирм из значительных трансакционных издержек, связанных с рыночными сделками.
При этом в трактовке О.
Уильямсона внутри фирмы не действует ни традиционный неоклассический мотив максимизации прибыли, ни саймоновский принцип выбора удовлетворенности варианта, а происходит оппортунистическая максимизация полезности каждым из ее сотрудников.
Обладая ограниченной рациональностью, хозяева, работники и управляющие фирмы не могут обусловить в контексте все возможные ситуации, что и открывает дорогу оппортунизму.
Значительная часть социальных институтов традиций, обычаев, правовых норм призвана минимизировать негативные последствия ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.
Как подчеркивал О.
Уильямсон, и социальных институтах нуждаются ограниченно разумные существа небезупречной нравственности.
При отсутствии
ограниченной рациональности и оппортунистического поведения потребность во многих институтах просто отпала бы.
Основным элементом институциональной среды, в которой осуществляют свой выбор люди, являются нормы.
Норма это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействий.
В отличие от традиционного неоклассического подхода современный неоинституционализм исхо


[стр.,28]

28 дит из первостепенной важности социальных норм и правил.
Как полагают
иеоинституциоиалисты, важнейшей нормой, заложенной в рыночной конституции, является сложный утилитаризм максимизация хозяйствующим субъектом своей полезности через свою продуктивную деятельность.
Простой утилитаризм предполагает превращение при наличии благоприятных условий максимизации полезности в поиск ренты.

Неоинституциоиальиая теория стремится «рационализировать» нормы, т.е.
увидеть в нормах результат осознанного, рационального выбора поведения людей.
Противоречия между моделью рационального выбора и следованием нормам снимаются.
Теория общественного выбора, например, для объяснения юридических норм использует неоклассическую модель рационального выбора.
В ее трактовке нормы и правила появляются в результате взаимодействия индивидов на политическом рынке, где «люди выбирают различные альтернативы, сопоставляя их со своими ценностями, подобно тому, как они на рынке выбирают товар, руководствуясь лишь своими предпочтениями»
(161, с.
118).
Отсюда и следующий критерий оценки норм их эффективность.
Нормы эффективны тогда, когда они основаны на индивидуалистических ценностях и способствуют взаимовыгодной реализации
индивидуальных интересов.
Теория экономики соглашений предлагает увидеть в следовании нормам предпосылку рационального поведения, несмотря на то, что нормы при этом считаются заданными извне, экзогенны.
Данное утверждение, на первый взгляд, парадоксально: условием рационального действия становится выполнение нормы, ис являющейся (точнее не обязательно являющейся) результатом рационального выбора.
Объяснение парадокса связано с уже упомянутым требованием к интерпретативной рациональности участников сделок на рынке.
Экономика соглашений предлагает рассматривать норму в качестве предпосылки для взаимной интерпретации намерения и предпочтения участниками сделок на рынке.
В такой перспективе следование норме стано

[Back]