Проверяемый текст
Чапаев, Николай Кузьмич. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции (Диссертация 1998)
[стр. 102]

проблемам.
Поэтому именно в книге “Инновации в образовании” находим: и недальновидно было бы оперировать измерительным прибором покуда дискуссионным остаётся само понятие меры и предмета измерения” [236, с.
127].
Б.
С.
Гершунский пишет о невозможности перехода к количественным методам без глубокого проникновения в сущность моделируемых явлений, которого нельзя достичь без качественных описаний.
Резюмируя данное положение, он делает вывод, выходящий за рамки собственно прогностико-педагогических исследований:
“...в педагогике требуется не только и не столько знание математики, сколько глубокого и всестороннего проникновения в сущность прогнозируемых педагогических явлений” [80, с.
18].
То есть, прежде чем приступать к количественным измерениям, необходимо создать теоретическую модель того, что мы хотим вычислить.
Это имеет прямое отношение к исследованию интегративных
явлении в гуманитарных науках.
Интегративно-целостный человек обладает интегративно-целостным мышлением, показателями которого выступают синтетичность способность к комбинированию разнокачественных данных с целью получения целого, обладающего качествами, не свойственными этим данным; виртуальная образность способность посредством мысленного эксперимента "достраивать наличную картину бытия; историчность способность видеть причинно-следственные связи и тенденции развития событий; альтернативность способность, во-первых, к поиску и нахождению нестандартных средств и путей
выхода из ситуации, имеющей, казалось бы, одну единственную линию разрешения ("генеральная линия", "путь реформ" и т.
п.), во-вторых, к выбору из множества имеющихся наиболее оптимальных средств и путей выхода из ситуации; нелинейность способность выходить за пределы причинно-следственных связей при объяснении происходящих явлений, видеть результаты непропорционального изменения последних, что достигается
путём инсайтного охвата всей гаммы событий, связанных с этими изменениями; 102
[стр. 247]

связей (а именно связи лежат в основе любой интеграции) как предметов анализа.
"Дело в том, пишет известный философ, что объективные связи (если не иметь в виду веревку, связывающую две палки) не даны непосредственно в чувственном восприятии и фиксируются лишь в абстракциях, конструируемых с помощью логических процедур" [399, с.70] Положение шестое.
Существуют такие этапы в развитии науки, когда более конструктивными оказываются качественные методы (О.М.Сичевица).
В первую очередь это относится к инновационным, мало разработанным проблемам.
Поэтому именно в книге "Инновации в образовании" находим: "недальновидно было бы оперировать измерительным прибором, покуда дискуссионным остается само понятие меры и предмета измерения" [335, с.
127].
Б.С.Гершунский писал о невозможности перехода к количественным методам без глубокого проникновения в сущность моделируемых явлений, нельзя достичь без качественных описаний.
Резюмируя данное положение , он делает вывод, выходящий за рамки собственно прогностикопедагогических исследований: "...

в педагогике требуется не только и не столько знание математики, сколько глубокого и всестороннего проникновения в сущность прогнозируемых педагогических явлений" [95].
То есть, прежде чем приступать к количественным измерениям, необходимо создать теоретическую модель того, что мы хотим вычислить.
Это имеет прямое отношение к исследованию интегративных
явлений в педагогике.
К примеру, в ней находит самое широкое распространение метод "разложения" интегральных качеств (свойств, характеристик и т.д.) на ряд индикаторов.
При этом здесь еще не получило достаточного обоснования само понятие "интегральное качество".
В результате указанное "разложение" сильно напоминает аналогичный процесс, проделываемый в математике, где сложные формулы упрощаются путем их сведения к своим элементарным частям.
Это способствует сведению интегрального качества к суммативной совокупности, что противоречит его природе.
Положение седьмое.
Строгость доказательств не есть 247

[стр.,258]

чает способность человека проявляться и достигать необходимых результатов в самых различных сферах деятельности и познания, что обуславливается наличием у него широкой ориентировочной основы, потенциальных возможностей, врожденных или приобретенных им в процессе своего социальнообразовательного развития, становления и формирования.
Гармоничность предполагает существование сбалансированных отношений и связей между составляющими указанной ориентировочной основы.
Целостность выражает направленность человека на осознание качественной уникальности своего “Я”, на достижение цели “быть самим собой ” (Э.Фромм), на восстановление единства и равновесия между ним и внешним миром (природой, обществом, другими людьми), на установление внутреннего равновесия Интегративно-целостному человеку присущи следующие фундаментальные способности: 1) способности диалогического и полно логического общения, в том числе с иноментальными, инокультурными и инодеятельностными ценностями; 2) симультанные способности способности к синхронному использованию в один промежуток времени разнообразных знаний, умений, действий, операций и т.д.
3) композиционные способности, связанные с умениями нахождения генетических исходного отношения явлений, приведения “в порядок и единство частей или элементов чего-то, что должно стать целостным ...” [126, с.
190].
4) Рефлексивно-динамические способности к самоанализу, самопознанию, самодействию, самодеятельности.
Интегративно-целостный человек обладает интегративно-целостным мышлением, показателями которого выступают синтетичность способность к комбинированию разнокачественных данных с целью получения целого, обладающего качествами, не свойственными этим данным; виртуальная образность способность посредством мысленного эксперимента "достраивать" наличную картину бытия; историчность способность видеть причинноследственные связи и тенденции развития событий; альтернативность способность, во-первых, к поиску и нахождению нестандартных средств и путей
258

[стр.,259]

выхода из ситуации, имеющей, казалось бы, одну единственную линию разрешения ("генеральная линия", "путь реформ" и т.п.), во-вторых, к выбору из множества имеющихся наиболее оптимальных средств и путей выхода из ситуации; нелинейность способность выходить за пределы причинноследственных связей при объяснении происходящих явлений, видеть результаты непропорционального изменения последних, что достигается путем инсайтного охвата всей гаммы событий, связанных с этими изменениями; стохастичность способность к вероятностному мировидению; эмерджентность способность к принятию идеи существования универсальных творческих сил, обладающих потенциалом к самоорганизации и созидающих во всех системах и процессах по сходным сценариям; синкретичность способность, во-первых, к рассмотрению разнородных и разнокачественных явлений, предметов, процессов как расчлененных частей единого целого, во-вторых, к принятию представлений о том, "что один и тот же предмет может соучаствовать в различных комплексах, входить как составная часть в совершенно различные связи" [89, с.
106]; антиномность способность понимания мира как системы, обладающей противоположными и взаимоисключающими способами бытия случайности и необходимости, порядка и хаоса, активности и покоя и т.д.; гибкость способность к быстрому реагированию в условиях меняющейся ситуации, к корректировке, а в необходимых случаях к кардинальной перестройке своих представлений о происходящих явлениях, процессах, событиях; критичность способность к противостоянию общепринятым стандартным представлениям при условии выдвижения позитивных альтернативных предложений; концептуальность способность к глубокому и всестороннему обоснованию выдвигаемых идей и интеллектуальных моделей; методологичность способность к ценностно-аксиологической интерпретации идей, событий, явлений и т.д., а также к нахождению адекватных средств познания и преобразования действительности; голографичность 259

[Back]