из социокультурной практики, определяемых всем ходом общественного развития, создаёт потребность в научном синтезе, в междисциплинарных подходах, проявляется в усилении внимания к интегративным методам в научно-теоретическом знании. Одним из таких феноменов, дающих возможность рассматривать наиболее актуальные проблемы современности в их противоречивой целостности, для Е. Н. Князевой является синергетика. Это позволяет, как уже отмечалось, отнести её к многомерным феноменам современного научного знания. Будучи самостоятельным научным направлением, она имеет разные измерения: научное (развитие синергетики как теории нестационарных локалированных диссипативных структур, представляющих собой новый тип упорядоченных структур в системах с нелинейной положительной связью, создание особых теоретических моделей, которые позволяют изучать взаимодействия систем); философское (притязания синергетики на универсальное описание сложного поведения систем самого разного рода в разных областях современной науки); эпистемологическое (применение нелинейных эволюционных моделей в исследовании когнитивных и креативных процессов); социальное (синергетические модели используются в изучении сложных социальных процессов, на их основе вырабатываются методы социального управления); футурулогическое (синергетика как нетрадиционная методология в исследовании будущего прогнозировании) [166, с. 9-19]. Такая широкая трактовка синергетических возможностей имеет конкретное подтверждение в работах и зарубежных, и отечественных исследователей. Позволим себе повторить: действительно, несколько преждевременны утверждения о том, что в отечественной школе синергетическая парадигма оформилась окончательно, особенно если речь 113 |
ность социального процесса подпадает под стихийную логику разделения труда: по ее схеме выявляются противоположные аспекты социального производства, которые типологизируются, превращаются в особые объекты, рассматриваемые затем в их совокупности как социальная реальность (или проще“жизнь людей”), исходная для работы научного обществознания”1. Синтетическая методология базируется на выработке общих принципов соотношения, соизмеримости и взаимодополнительности различных методологических и общетеоретических подходов. “Практическая потребность в “связывании” дисциплин обществознания, присущих им представлений и стилистик исследования, указывает на то, что единство обществознания определяется не столько стандартамипознания, сколько общимипроблемами”, считаетВ.Е.Кемеров2. Именно наличие общих проблем, произрастающих из социокультурной практики, определяемых всем ходом общественного развития, создает потребность в научном синтезе, в междисциплинарных подходах, проявляется в усилении внимания к интегративным методам в научнотеоретическом знании. Одним из таких феноменов, дающих возможность рассматривать наиболее актуальные проблемы современности в их противоречивой целостности, выступает синергетика. Это позволяет отнести ее к многомерным феноменам современного научного знания. По-мнению Е.Н.Князевой, будучи самостоятельным научным направлением, синергетика имеет разные измерения: научное (развитие синергетики как теории нестационарных локалированных диссипативных структур, представляющих собой новый тип упорядоченных структур в системах с нелинейной положительной связью, создание особых теоретических моделей, которые позволяют изучать взаимодействия систем); 33 1Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. -1999. -№ 7 .-С . 6. 2Там же. С. 8. философское (притязания синергетики на универсальное описание сложного поведения систем самого разного рода в разных областях современной науки); эпистемологическое (применение нелинейных эволюционных моделей в исследовании когнитивных и креативных процессов); социальное (синергетические модели используются в изучении сложных социальных процессов, на их основе вырабатываются методы социального управления); футурулогическое (синергетика как нетрадиционная методология в исследовании будущегопрогнозировании)1. Такая широкая трактовка синергетических возможностей имеет конкретное подтверждение в работах и зарубежных, и отечественных исследователей. Однако говорить о беспредельном универсализме синергетики пока преждевременно. Тем более утверждать о том, что в отечественной школе синергетическая парадигма оформилась окончательно, особенно если речь идет о ее применении к гуманитарным и социальным проблемам. Однако, действительно, интерес к синергетике увеличивается. Год от года растет количество работ, в которых излагаются основные принципы синергетического подхода к анализу социальных систем, социокультурных процессов развития, изменений в науке, культуре, образовании и искусстве, к исследованию проблем управления и т.д. Назовем только некоторые из тех, что появились за последние пять лет2. Очевиден факт, что синергетический подход 34 1 См.: Князева Е.Н. Синергетика как направление универсализма в современном научном знании // Синергетика. Философия. Культура. М., 2001. С. 9-19. 2 См.: Синергетика и образование / Под ред.В.С.Егорова. М., 1996; Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997; Микешина JI.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997; Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997; Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997; Синергетика и социальное управление / Под общ. ред. B.C. Егорова. М., 1998; Егоров B.C. Социальный реализм. М., 1998; Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.,1999; Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб., 1999; Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999; Событие и смысл: Синергетический опыт языка. М., 1999; Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы: Синергетика. Философия. Научная рациональность. М., 1999; Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем. Белгород, 1999; Языки науки языки искусства / Общ. ред. З.Е.Журавлевой, В.АКопцика, Г.Ю.Ризниченко. М., 2000; Киященко |