перманентного развития. Будущее человечества "решающим образом будет зависеть от распространения и характера знаний, образованности, культуры и утвердившихся мировоззренческих универсалий, которые являются их следствием" и которые он назвал миропониманием [227, с. 19]. Понимание глобализации как сложного социокультурного процесса требует особых подходов, так как изучение отдельных сторон глобализации в границах конкретных научных дисциплин без учёта всего спектра социокультурных трансформаций приводит к упрощению и односторонним трактовкам одного из самых сложных явлений, истоки которого нетрудно обнаружить в предыдущие эпохи, но влияние которого на современнуюШ цивилизацию значительно усилилось. Широкое использование методов интегративных научных дисциплин, в том числе глобалистики, позволяет поновому осмыслить эффективность выбранных человечеством на ближайшее будущее ориентиров [64, 412, 402, 427]. Таким образом, плодотворным для нашего исследования является современное понимание того, что глобализация должна и будет проходить по-разному на разных уровнях. Отказ от дисциплинарных границ и перенос интереса от устойчивого к неустойчивому, признание возможности смены направления развития, его нелинейность и другие положения теории самоорганизации систем, находящихся вдали от равновесия, стали основой синергетического подхода в исследованиях основных тенденций эпохи техногенной цивилизации. Особого осмысления требует оценка этих процессов с точки зрения глокализации. Фундаментальный принцип поведения нелинейных систем основан на периодическом чередовании стадий эволюции и инволюции, развёртывании и свёртывании, предполагает взрывы активности, смену интенсивности процессов на стадию затухания и ослабления, схождения к центру, интеграции и расхождения, дезинтеграции и даже частичного распада [195, с. 229]. Поэтому интеграционная доминанта процесса глокализации — интенсивное развитие информационно-коммуникативных технологий, 127 |
Тем не менее, чтобы познать и принять новую систему ценностей — “этос глобального мира” или некие общие правила поведения в сложном мире, важно разобраться, что же на самом деле происходит сегодня на планете. Осознанный барьер не только лишает иллюзий, но и помогает увидеть истинный масштаб стоящих проблем, так как “выбор сегодня обычно происходит не между добром и злом, не между стабильностью и изменчивостью, а между большим и меньшим злом, между различными неустойчивымитраекториями, за которые приходитсяплатить разную цену”1. В силу множественности своих проявлений глобализация достаточно сложно поддается общим оценкам и характеристикам, поэтому термин "глобализация" используется как широкое понятие. Ии характеризуется усложняющийся комплекс процессов трансграничных взаимодействий различных уровней, включающий интенсификацию контактов между культурами и социальными формациями в области экономики, политики, культуры. На разных социокультурных уровнях создаются новые всепроникающие связи и взаимозависимости, одновременно способствующие единству мира и его дифференциации посредством глубинных трансформаций в различных сферахчеловеческой деятельности. Такое понимание глобализации как сложного социокультурного процесса требует особых подходов, ибо изучение отдельных сторон глобализации в границах конкретных научных дисциплин без учета всего спектра социокультурных трансформаций приводит к упрощению и односторонним трактовкам одного из самых сложных явлений, истоки которого нетрудно обнаружить в предыдущие эпохи, но влияние которого на современную цивилизацию значительно усилилось. Философско-культурологическое знание не может развиваться вне учета достижений других интегративных научных дисциплин, таких, как глобалистика, что позволяет по новому осмыслить эффективность выбранных человечеством на ближайшее будущее ориентиров2. В этом отношении, например, концепция устойчивого развития, рассматривающая в своем расширительном толковании возможность достиже196 1Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. -М ., 1997.-С . 24, 56. 2См.: Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. М., 2002. ния определенных форм взаимодействия природных, социальных и культурных процессов как условия дальнейшего существования человечества, также может быть учтена в культурологии. При таком подходе цель устойчивого развития не ограничивается только сохранением жизни на Земле, но, будучи ее основной доминантой, корректирует направленность всех социокультурных процессов. Эти идеи развиваются в работах Э.В.Гирусова, В.И.Данилова-Данильяна, К.К.Колина, К.С.Лосева, Н.М.Мамедова, П.И.Мунина, А.Д.Урсула и многихдр. Выявить сущность процесса “уплотнения” взаимозависимости и целостности мира, одновременно проявляющихся в хозяйственно-экономической интернационализации, интенсификации информационно-коммуникативных связей, этнокультурных взаимодействиях, обостряющихся изменениях окружающей среды, представляется возможным только посредством междисциплинарных исследований. Отказ от дисциплинарных границ и перенос интереса от устойчивого к неустойчивому, признание возможности смены направления развития, его нелинейность и другие положения теории самоорганизации систем, находящихся вдали от равновесия, стали основой синергетического подхода в исследованиях основных тенденций эпохи техногенной цивилизации. Важно заметить, что при такой трактовке происходит обогащение прогнозирования социокультурных процессов, так как будущее раскрывается перед исследователем как паллиативное пространство возможностей, а настоящее как напряженный процесс выбора. При этом “вырабатывается надежное средство диагностики утопических проектов по степени их концептуальной совместимости с парадигмой самоорганизации”1. Обращение к кругу глобальных проблем, имеющих социокультурные основания, свидетельствует о том, что для синергетики открываются новые области распространения ее методов и модальных представлений. Опыт приложения синергетики при рассмотрении важнейшей глобальной проблемы, такой, как демография, по мнению СЛКапицы, оказался достаточно плодотворным, чтобы разобраться с тем, как сочетается обычная линейная демография с существенно нелинейной теорией роста населения Земли. 197 1 Назаретян А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. -1997. № 4. Подчеркивалось, что вероятностный характер развития культуры как системы обостряется под влиянием эмерджентных изменений направления социокультурных процессов. Именно в подобные периоды перед культурой открывается широкий спектр возможностей (выбор пути) для перехода в иную среду (состояние). Эти сценарии развития могут существенно отличаться друг о друга, поэтому горизонты перспектив тех или иных культур в условиях глобализации могут не только расширяться, но и значительно сужаться. Таким образом, фундаментальный принцип поведения нелинейных систем, основанный на периодическом чередовании стадий эволюции и инволюции, развертывании и свертывании, предполагает взрывы активности, смену интенсивности процессов и перевода их в стадию затухания и ослабления, схождения к центру, интеграции и расхождения, дезинтеграции и даже частичного распада1. Поэтому интеграционная доминанта процесса глобализации интенсивное развитие информационно-коммуникативных технологий, расширение межстрановых и межцивилизационных взаимодействий, интернационализация финансово-экономической сферы не только не устраняет проявления тенденций дифференциации и диверсификации, а, напротив, обостряет их2. Соответственно, процессы взаимодействия культур в мире допускают следование разным аттракторам. Таким образом, противоречивая природа глобализационного процесса, заключающаяся в сосуществовании разнонаправленных тенденций интеграции и дифференциации, проявляется на разных уровнях глобальном и локальном и может быть рассмотрена как сложная форма целостности, в которой указанная бинарность существует на принципах дополнительности. Этим объясняется одновременная "двунаправленность" цивилизационных процессов развития тенденций унификации и сохранения этнокультурного своеобразия. Включенность стран в систему сложных взаимоотношений, рост взаимозависимости народов и культур в мире сосуществует с их культурной и социальной суверенностью, что в перспективе должно привести к 199 1См.: Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Квантовые правила синтеза коэволюционирующих структур // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. С. 229. 2См.: Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001. |