Проверяемый текст
Астафьева, Ольга Николаевна. Эвристические возможности синергетики в исследовании современных социокультурных процессов (Диссертация 2002)
[стр. 48]

укрепление ядра культуры, вокруг которого наращиваются инновации [18, с.
155].
Всё чаще речь заходит о региональном разнообразии [105].
Формирующийся тип инновационного общества приводит к ускорению темпов развития, резкой смене ценностных ориентаций в культуре, нарушениям принципа дополнительности между традициями как
способом сохранения социокультурного опыта и инновациями, нацеленными исключительно на творчество и достижение новых результатов.
Основным принципом должно стать понимание того, что развитие не должно идти «от противного» если весь мир объединяется, то мы сохраним (точнее было бы сказать, «законсервируем») целостность своей культуры.
Жить в нынешней реальности только за
счёт культурного наследия прошлого невозможно.
Усвоение новых форм это момент саморазвития культуры, поэтому даже современные этнические (традиционные) культуры не свободны от заимствований, так как процессы глобализации создают во многом новую обстановку, в которой развиваются
современные культуры.
Устойчивость структур обеспечивается балансом нелинейности и диссипации.
Идеальный вариант предполагает уклонение от крайностей, так как сильное нелинейное взаимодействие или слишком сильная диссипация разрушают структуру
[212, с.
60].
Конфликт партикулярного и универсального, локального и глобального, местного и всеобщего относят к категории основных.
Но изменения экономики, например, процесс
её интернационализации и культурные изменения, явления разноуровневые.
И хотя культура также
развивается в сторону сглаживания различий, тем не менее, процессы, происходящие в ней, отличает сверхсложность, соответствующая неоднородности и противоречивости современного мира.
Влияние тенденции глобализации придаёт современной социокультурной ситуации сильную нелинейность, которая проявляется в обвале традиций, преобладании инновационного пласта в культуре.
Именно нарушение соотношения между традициями и инновациями свидетельствует
[стр. 202]

202 целостность культуры.
Жить в нынешней реальности только за
счет культурного наследия прошлого и традицийневозможно.
Усвоение новых форм это момент саморазвития культуры, поэтому даже современные этнические (традиционные) культуры не свободны от заимствований, так как процессы глобализации создают во многом новую обстановку, в которой развиваются
культуры.
Устойчивость структур обеспечивается балансом нелинейности и диссипации.
Идеальный вариант предполагает уклонение от крайностей, так как сильное нелинейное взаимодействие или слишком сильная диссипацияразрушают структуру1.

Конфликт партикулярного и универсального, локального и глобального, местного и всеобщего относят к категории основных.
Но изменения экономики, например процесс
ее интернационализации, и культурные изменения явления разноуровневые.
И хотя культура также
включена в интеграционные связи, тем не менее процессы, происходящие в ней, отличает сверхсложность, соответствующая неоднородности и противоречивости со-ь временного мира2.
Глобализационные процессы, интегрируя внешнее культурное пространство, усиливают внутреннюю дифференциацию, и современный человек оказывается в середине громадного коллажа.
Американский культурантрополог Клиффорд Гирц так описывает эту ситуацию.
“Вместо рассортированности по четко очерченным ячейкам (т.е.
в социальных пространствах с определенными границами) совершенно разные подходы к жизни начинают перемешиваться на неясно очерченных просторах (т.е.
в социальных пространствах, границы которых подвижны, размыты и трудноопределимы) .
Порождаемые такими смешениями серьезные социально-культурные и духовно-нравственные проблемы только усиливают неопределенность состояния человека в мире.
Большинстволюдей просто не в состоянии определить, где находится центр великого множества тесно переплетающихся различий.
1 См.: Майнцер К.
Сложность и самоорганизация // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов.
М., 2000.
С.
60.
2 См.: Выступление Н.Лумана на обсуждении проекта “Этос глобального мира” // Этос глобального мира.
М., 1999.
С.
66.
3 К.Гирц.
Польза разнообразия // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем: Мир человека.
Осень 1993.
Том I.
Вып.З.
С.
182.


[стр.,203]

Периферия смешалась с центром, и уже нельзя сказать, что она его окружает.
Однако любые крайние проявления по отношению к другим культурам неприемлемы для современного человека.
“Не нужно делать выбор между бессодержательным космополитизмом и бессердечной замкнутостью.
Ни то, ни другое не пригодно для жизни в коллаже”1.
Человек должен научиться отбирать необходимые элементы из других культур, что не должно мешать осознанию его собственной идентичности в рамках коллажа.
Таким образом, ему нужно научиться отбирать необходимые элементы из других культур, что не должно мешать осознанию его этнокультурной (локальной) идентичности, выступающейядром самобытности.
Формирующийся тип инновационного общества приводит к ускорению темпов развития, резкой смене ценностных ориентаций в культуре, нарушениям принципа дополнительности между традициями как
способа сохранения социокультурного опыта и инновациями, нацеленными исключир тельно на творчество и достижение новых результатов.
Влияние тенденции глобализации придает современной социокультурной ситуации сильную нелинейность, которая проявляется в обвале традиций, преобладании инновационного пласта в культуре.
Именно нарушение соотношения между традициями и инновациями свидетельствует
о вхождении культуры в “режим с обострением” фазу кризиса и также соответствует закономерностям циклической динамики.
Развертывание культуры приобретает особую логику движения, при которой система не утрачивает своих сущностных черт, хотя процесс ее развития и лишается “проявленной связности”.
Соответственно, глобализация, понимаемая с позитивных позиций как стремление человечества к достижению цивилизационного синтеза при сохранении множества народов и культур, нереализуема без изменения общей парадигмы развития человечества, без качественного преобразования системы ценностейи практик культуры.
Нелинейный мир делает более проявленными социокультурные противоречия, поэтому важной проблемой дня становится поиск путей их преодоления.
Интеграционные тенденции отвечают положению, основанному 203 К.Гирц.
Польза разнообразия // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем: Мир человека.
Осень 1993.
Том I.
Вып.З.
С.
183.

[Back]