Проверяемый текст
Чапаев, Николай Кузьмич. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции (Диссертация 1998)
[стр. 81]

сопоставления, противопоставления, экстраполяции, трансформации (преобразования), обобщения, нахождения общих точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, противоположными позициями (учениями, концепциями, подходами и т.д.), а также представлениями, синтезированными из совокупности знаний различной природы» [371, с.
7].
Так, в статье В.
JI.
Энгельгардта “Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений” [392] выделены три ступени интеграции частей и целого: а) возникновение системы связей между частями; б) утрата частями своих первоначальных, идентификационных качеств при вхождении в состав целого; в) появление у возникающей целостности новых характеристик, обусловленных как свойствами частей, так и возникновением новых межчастных связей.
Содержательный анализ взаимоотношений интеграции, дезинтеграции, дифференциации и дедифференциации представлен в работах немецкого автора Г.

Павелъцига [251].
Многомерное видение интеграции, демонстрируемое немецким исследователем, способствует адекватному пониманию роли интеграционных и дезинтеграционных процессов в ходе осуществления педагогической деятельности.
Осознание того, что всякая интеграция содержит в себе дезинтеграционный момент, предостерегает
учёных от однозначного подхода к интеграции как к исключительно положительному процессу, а к дифференциации как к отрицательному.
Значительный вклад в понимание сути педагогической интеграции вносят рассуждения
Павельцига о взаимоотношениях интеграции, ассимиляции и диссимиляции; об интеграционном аспекте адаптации; о фузионном целом и различных фазах интеграции; о взаимодействии понятий “интеграция” и “процесс”, “интеграция” и “развитие”, “интеграция” и “прогресс”.
Чрезвычайно важное значение для педагогики имеет положение
Павельцига о том, что нельзя допускать, чтобы дезинтеграция старого не выступала на первый план, “в то время как интеграция новой системы ещё ставится на повестку дня” [251, с.
42].
[стр. 7]

ния теоретического уровня исследований...
исследованы недостаточно" [105, с.12].
Следует добавить, что в настоящее время междисциплинарный синтез рассматривается как личное дело обучающегося, очень редки случаи, когда на уроках (семинарах, лекциях) обсуждаются многоаспектные проблемы; у обучающихся слабо развиты способности диалогического и полиологического мышления и общения.
Опыт свидетельствует о низком уровне сформированное™ у студентов навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, противопоставления, экстраполяции, трансформации (преобразования), обобщения, нахождения общих точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, противоположными позициями (учениями, концепциями, подходами и т.д.), а также представлениями, синтезированными из совокупности знаний различной природы.
Практика приема курсовых и государственных экзаменов показывает, что студенты в ходе своих рассуждений и описаний редко обращаются к приему синтезирования индивидуального опыта (жизненной философии) и получаемых в учебном заведении знаний, как по изучаемому предмету, так и другим дисциплинам.
Нельзя обойти стороной и факты понятийной "рокировки" простой замены терминов "межпредметные связи", "взаимосвязь" на "интеграцию".
Данный факт во многом напоминает то, что когда-то произошло с системным подходом в пору его восхождения: “ многое из того, что ещё вчера называлось целостным, комплексным, единым ...
сегодня называется системным [251, с.
16].
Из вышесказанного следуют противоречия: 1) между органическицелостной природой "предмета воспитания" (К.Д.
Ушинский) человека и наличием на данный момент достаточно мощной системы дезинтегрированного образования; 2) процессом становления интеграции в ведущую закономерность развития педагогики и фактически господствующим положением в ней дезинтеграционных тенденций; 3) проводимой широкомасштабной интегративной работой и отсутствием адекватного эффекта.
Причины указанных 7

[стр.,20]

Вкратце охарактеризуем названные группы источников.
1.1.
Центральное место в этой подгруппе занимают работы, вскрывающие сущностно-категориальные характеристики интеграции.
Так, в статье В.А.Энгельгардта "Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений" [538] выделены три ступени интеграции частей и целого: а) возникновение системы связей между частями; б) утрата частями своих первоначальных идентификационных качеств при вхождении в состав целого; в) появление у возникающей целостности новых характеристик, обусловленных как свойствами частей, так и возникновением новых межчастных связей; дан анализ понятий "интегратизм", "редукционизм" и "органицизм".
Положения работы В.А.
Энгельгардта нашли отражение в педагогике [150].
Они также найдут применение в нашей работе.
Содержательный анализ взаимоотношений интеграции, дезинтеграции, дифференциации и дедифференциации представлен в работах немецкого автора Г.Павельцига
[356, 571, 572, 573].
Многомерное видение интеграции, демонстрируемое немецким исследователем, способствует адекватному пониманию роли интеграционных и дезинтеграционных процессов в ходе осуществления педагогической деятельности.
Осознание того, что всякая интеграция содержит в себе дезинтеграционный момент, предостерегает
педагогов от "валового" подхода к интеграции как к "абсолютному добру", а к дифференциации как к "абсолютному злу" (М.К.Петров).
Значительный вклад в понимание сути педагогической интеграции вносят рассуждения
Г.Павельцига о взаимоотношениях интеграции, ассимиляции и диссимиляции; об интеграционном аспекте адаптации; о фузионном целом и различных фазах интеграции; о взаимодействии понятий "интеграция" и "процесс", "интеграция" и развитие", "интеграция" и "прогресс".
Чрезвычайно важное значение для педагогики имеет положение
Г.Павельцига о том, что нельзя допускать, чтобы дезинтеграция старого не выступала на первый план, "в то время как интеграция новой системы еще ставится на повестку дня" [356, 20

[Back]