15 ловечества прошла долгий путь развития, проблема определения свободы человека остается до настоящего времени одной из важнейших с точки зрения ее социального и практического понимания, являясь глобальной темой не только для теоретического осмысления, но и для практического применения. Многие ученые сопоставляют свободу и право, как форму общественных отношений, уточняя при этом, что подлинная свобода есть форма существования права. По мнению В.С. Нерсесянца, «своим всеобщим масштабом и равной мерой право измеряет и оформляет именно свободу индивидов, свободу в человеческих взаимоотношениях — в действиях, поступках, словом, во внешнем поведении людей»1. Вместе с тем свобода есть мера дозволенного: «дозволения и запреты права как раз и представляют собой нормативную структуру и оформленность свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического развития»1 2 3. Многие авторы, между тем, отмечают, что ни в международных нормативных документах, ни в отечественных правовых актах нет четкого определения понятия «свобода»'. Во многих социальных науках и теоретических источниках есть различные мнения по поводу содержания этого понятия. Как справедливо указывают ученые, свобода, при всей кажущейся ее простоте, предмет сложный и для понимания, и гем более для практического воплощения в формах, нормах, институтах, процедурах и отношениях общественной жизни4. Можно сказать так: свобода это, прежде всего возможность сделать волевой собственный выбор, принять решение и воплотить его в жизнь без какого-либо давления со стороны; свобода это духовное подчинение человеком обстоятельств собственной жизни. Эта позитивная и конструктивная концепция говорит о том, что свобода есть только тогда, когда человек может полноценно реализовать себя духовно, физически, умственно и эмоционально, то есть свобода невозможна без самоопределения, идет ли речь об индивидууме или социальной группе. В противном случае свободы нет. Содержание понятия «свобода» является сущностным признаком жизне1 Нерсесяиц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИМФРА-М, 1999. С .23. 2 Там же. С.23-24. 3 Евстифеева Е.В. Указ раб. С.15. 4 Нерсесяиц В.С. Указ. раб. С.23. |
18 ловечества прошла долгий путь развития, проблема определения свободы человека остается до настоящего времени одной из важнейших с точки зрения ее социального и практического понимания, являясь глобальной темой не только для теоретического осмысления, но и для практического применения. Многие ученые сопоставляют свободу и право, как форму общественных отношений, уточняя при этом, что подлинная свобода есть форма существования права. По мнению В.С. Нерсесянца, «своим всеобщим масштабом и равной мерой право измеряет и оформляет именно свободу индивидов, свободу в человеческих взаимоотношениях — в действиях, поступках, словом, во внешнем поведении людей»1. Вместе с тем свобода есть мера дозволенного: «дозволения и запреты права как раз и представляют собой нормативную структуру и оформленность свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического развития»2. В настоящее время понимание данной категории особенно актуально в связи с тем, что Россия продекларировала демократический путь развития и приоритет прав человека, в числе которых свобода является основополагающей ценностью. Право человека на свободу провозглашается в ст. 3 Всеобщей Декларации прав человека 1948г., в ст.5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., в ст.9 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966г.3. В конечном итоге решения вышеуказанных международно-правовых документов нашли свое отражение и развитие в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. и других законах Российской Федерации. людьми. Дисс.... канд юрид. наук. Саратов.2002. С. 14-15. 1 Нерсесяпц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С.23. 2 Там же. С.23-24. 3 Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. С. 41. 19 Многие авторы, между тем, отмечают, что ни в международных нормативных документах, ни в отечественных правовых актах нет четкого определения понятия «свобода»1. Во многих социальных науках и теоретических источниках есть различные мнения по поводу содержания этого понятия. Как справедливо указывают ученые, свобода, при всей кажущейся ее простоте, предмет сложный и для понимания, и тем более для практического воплощения в формах, нормах, институтах, процедурах и отношениях общественной жизни2. Можно сказать так: свобода это, прежде всего возможность сделать собственный выбор, принять решение и воплотить его в жизнь без какоголибо давления со стороны; свобода это духовное подчинение человеком обстоятельств собственной жизни. Эта позитивная и конструктивная концепция говорит о том, что свобода есть только тогда, когда человек может полноценно реализовать себя духовно, физически, умственно и эмоционально, то есть свобода невозможна без самоопределения, идет ли речь об индивидууме или социальной группе. В противном случае свободы нет. Содержание понятия «свобода» является сущностным признаком жизнедеятельности человека. С момента возникновения общества и на протяжении всего исторического развития формировалась и претерпевала качественные изменения концепция понимания свободы. Столетия потребовались людям для того, чтобы составить ясные представления о содержании этого понятия. Следует согласиться с тем, что свобода неандертальца отличалась от свободы современного человека также как свобода раба от свободы крепостного крестьянина. Даже в современном мире каждый индивидуум имеет свое представление о свободе, в общем, и о своей свободе в частности. Вместе с тем, есть объективные кри1 Евстифеева Е.В. Указ раб. С. 15. 2 Нерсесянц В.С. Указ. раб. С.23. |