24 зависимого крестьянина, но сохранившего элементы прав лично свободного человека) как холопа. Сделка в таком случае признавалась недействительной, а господин наказывался и обязан был вернуть деньги покупателю. Последний в свою очередь должен был отпустить закупа на свободу. Смоленская уставная грамота XII века (ст.11) в перечне правонарушений, подлежащих ведению церковного суда, упоминает о запрете на похищение невесты для брака. Псковская судная грамота устанавливала смертную казнь за похищение людей и продажу их в неволю1. Дальнейшая история развития законодательства показывает, что государство осознало опасность подобного рода преступлений и устанавливало суровое наказание за похищение людей и продажу их в рабство, которое было суровым. Так ст. 9 Судебника 1497 года предусматривала за «головную татьбу» (кража людей для продажи их в холопство) смертную казнь1 2 3 4. В Воинском Уставе (арт.187), Морском Уставе (кн.У, гл. 32, арт. 125) Петра Великого устанавливалась смертная казнь за похищение и продажу людей: «... ежели кто человека украдет и продаст, оному надлежит, ежели докажется, голову отсечь» . «Кто человека свободного состояния похитит, то подлежит наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу», гласит ст.242 Свода законов Российской империи'1 времен Николая I. А ст. 430 предусматривала запрет за похищение детей5. Реформа Александра II 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права, по мнению многих ученых, явилась упразднением многовековой порочной практики порабощения и отношения к человеку как к предмету купли-продажи. Если говорить о личной свободе человека, как объекте охраны, то, по мнению диссертанта, речь идет об особой автономности личности в мире себе подобных. Она заключается в свободе передвижения, в выборе места проживания и рода занятий. В полной мере свобода человека связана с понятием эксплуатация. Су1 Владимирский-Буданов М.В.. Хрестоматия по истории русского права. Ярославль. 1871. С. 47. 2 Российское законодательство Х-ХХ веков. Г. 2. М., 1986. С. 55. 3 Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1986. С. 362. 4 Свод законов Российской империи, повелением государя Императора Николая Павловича составленный. Спб., 1842. С.89. 5 Мартыненко Н.Э. Исторический и зарубежный опыт обеспечения безопасности граждан от похищения. / Груды Академии МВД РФ. М., 1995. С. 137. |
28 свобода личности не только выявляет историческую необходимость, но и присутствует и накапливается в ней в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая осуществлялась людьми в прошлом и привела общество к его данному состоянию. Исторический детерминизм, следовательно, не отрицает свободу личности, а, напротив, предполагает ее и включает в себя как свой результат. На протяжении всего процесса своего развития человечество стремилось к тому, чтобы обрести свободу, сформировать точное о ней представление и закрепить эти представления законодательно. К такому выводу можно прийти, анализируя исторические документы. Англичане закрепили право человека на свободу в начале XIII века в Великой Хартии Вольностей (1215 г.), за ней в середине XVII в. последовали Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (1679 г.), Билль о правах (1689 г.), Акте о дальнейшехМ ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного (1701 г.). Переходя от философской трактовки понятия «свобода» к ее естественно-правовому пониманию, нельзя не заметить: философские деятели всегда осознавали, что идеалы свободы будут торжествовать лишь в случае проявления разума и воли правителей, обладающих необъятной свободой. Если говорить о личной свободе человека, как объекте посягательства, то, по мнению диссертанта, речь идет об особой автономности личности в мире себе подобных. Она заключается в свободе передвижения, в выборе места проживания и рода занятий. Если за человека эти проблемы кто-то решает помимо или вопреки его воле, тем более, применяя насилие, можно говорить о нарушении его естественного состояния. Если свободой человека торгуют, сломив его волю, поработив его, то в этом случае он превращается в животное, в вещь. Таким образом, великие |