Проверяемый текст
[стр. 102]

102 опрошенных респондентов считают, что бизнес обязан помогать малоимущим и другим жителям1.
Давая общую оценку того, как крупные компании влияют на жизнь населения, опрошенные демонстрируют скорее позитивный, нежели негативный настрой.
Свыше 54 % респондентов считают, что бизнес положительно (17 % ) или частично положительно (37 %) влияет на жизнь населения.
И лишь 7 % респондентов убеждены в том, что подобное влияние является отрицательным.
Причем негативные оценки остаются на низком уровне практически во всех исследованных регионах, кроме Калининградской области, где этот показатель несколько выше (12
%)12.
На этом фоне 38 % респондентов затрудняются дать оценку действиям бизнеса, что говорит либо о низкой информированности населения, либо о начавшейся перестройке массового сознания по отношению к бизнесу, что приводит к затруднению в формулировании своей позиции.
О низкой информированности населения относительно действий бизнеса в социальной сфере говорит тот факт, что 94 % респондентов не знают о социальных программах крупных компаний.
Причем этот показатель остается одинаково высоким для всех исследованных регионов, кроме Томской области, где он несколько ниже (87
%)3.
Таким образом, население ждет активных действий в сфере социальной политики именно от государства, которое пока не может выбрать для себя
оптимального направления ее реализации.
Из материалов экспертного интервью, проведенного в июле 2006 г.
в рамках данного проекта, следует вариант такой политики, ограниченной тактическими шагами, нс обеспеченными целостной и непротиворечивой концептуализацией стратегических ориентиров4.
1Социальные неравенства и социальная политика в современной России / под ред.
Горшкова М.К., Тихоновой Ы.Е.
М., 2008.
С.
87.
2Россия регионов.
М., 2005.
С.
І9.
3Социальные неравенства и социальная политика а современной России / под рсд.
Горшкова М.ІС, Тихоновой Н.Е.
М., 2008.
С.
123.
4Социальная политика глазами россиян.
М., 2006.
С.
42.
[стр. 32]

32 • Нарастают противоречия, связанные с региональным многообразием, в результате политика, связанная с регионами «становится тупиковой» 1 .
• «Адаптационный режим» работы многих российских регионов вынужден приспосабливаться к законам, которые с ними не согласовывались, Это еще больше усиливает «региональное дробление»2 .
• Нежелание Центра учитывать имеющийся региональный опыт (от 15 до 25 субъектов Федерации уже в 90-е годы приступили к реформированию социальной сферы3 ;4 ).
• Особенности «социальной инженерии» Федерального Центра, которая не оставляет регионам средств для осуществления собственных социальных экспериментов (Будущее России, МИОНы, 2006).
• Нарастающий разрыв между СП, предлагаемой Центром, и ожиданиями населения в регионах5 (Будущее России МИОНы 2006).
На этом фоне российский бизнес в лице крупных компаний продолжает демонстрировать поливалентные стратегии и не стремится взять на себя роль полноценного актора социальной политики на территориях своей деятельности, хотя здесь и наблюдается большое региональное разнообразие: от полного отказа участия в социальной политике, кроме отдельных благотворительных акций (Ивановская, Пензенская области и др.), до «сверхнагрузок» бизнеса со стороны региональной власти (Свердловская, Кемеровская области и др.).
Современное российское общество посылает со своей стороны весьма противоречивые сигналы относительно того, насколько бизнес должен участвовать в социальной политике, чтобы его действия отвечали массовым ожиданиям.
Политические элиты убеждены, что бизнес должен «соучаствовать» с государством в реализации крупных социальных программ, беря на свои плечи часть финансовых расходов.
Наряду с этим бизнес морально обязан широко участвовать в программах благотворительности, которые действуют в регионах.
Население со своей стороны, как показывают данные исследования, проведенные МИОНами в рамках данного проекта, склоняется к точке зрения, что бизнес должен в первую очередь платить достойные заработные платы рядовым работникам (61%), вкладывать деньги в производство и платить налоги (14%).
Лишь 18% опрошенных респондентов считают, что бизнес обязан помогать малоимущим и другим жителям.
Давая общую оценку того, как крупные компании влияют на жизнь населения, опрошенные демонстрируют скорее позитивный, нежели негативный настрой.
Свыше 54% респондентов считают, что бизнес положительно (17%) или частично положительно (37%) влияет на жизнь населения.
И лишь 7% респондентов убеждены в том, что подобное влияние является отрицательным.
Причем негативные оценки остаются на низком уровне практически во всех исследованных регионах, кроме Калининградской области, где этот показатель несколько выше (12%).
На этом фоне 38% респондентов затрудняются дать оценку действиям бизнеса, что говорит либо о низкой информированности населения, либо о начавшейся перестройке массового сознания по отношению к бизнесу, что приводит к затруднению в формулировании своей позиции.
О низкой информированности населения относительно действий бизнеса в социальной сфере говорит тот факт, что 94% респондентов не знают о социальных программах крупных компаний.
Причем этот показатель остается одинаково высоким для всех исследованных регионов, кроме Томской области, где он несколько ниже (87%).

Таким образом, население ждет активных действий в сфере социальной политики именно от государства, которое пока не может выбрать для себя
наиболее оптимальный 1 Дробижева Л.М., Чирикова А.Е.
Центр и регионы: современное состояние российского федерализма, 2006.
(Рукопись).
2 Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? (2005).
– М.: Поматур.
3 Из материалов экспертного интервью с С.Шишкиным, проведенного в июле 2006 г.
в рамках данного проекта.
4 Россия регионов.
М.: Центр Карнеги, 2005.
5 Социальная политика глазами россиян.
М.: ИС РАН, 2006.
(Рукопись).

[Back]