Проверяемый текст
[стр. 112]

112 россиянами и жителями города, области считает себя одинаковая доля населения (77 %), в Воронежской, Томской областях и, что примечательно, в Приморье российская идентичность даже чуть значительнее региональной.
В Приморье, например, в
большей степени ощущают себя россиянами 57 %, а земляками, жителями локальностей, области 39 %.
Но именно относительно этого региона досужие политики высказывают опасения дистанцирования.

13 отличие от данных опросов 90-х гг.
и начала 2000-х гражданская идентичность теперь оказалась более значимой, чем этнонациональная идентичность (в массиве опрошенных доминирующее большинство русские).
Людей, которые не ощущают близости с людьми своей национальности, немного (от 9 % до 26 % 27 % Томск, Калининград, где, возможно, в массив опрошенных попало больше маргиналов), но важно, что тех, кто в значительной степени ощущает связь с людьми той же национальности, было по регионам не более
трети1.
Это, скорее всего, дает основания говорить о преодолении кризисных элементов в российском и русском самосознании.
Безусловно, сильная национальная (в значении «государственная») идентичность тоже может быть тревожным симптомом, возможно, назревающих изоляционистских настроений.
Но на данном этапе это, скорее всего, компенсаторное изменение в самосознании российских граждан после переживания распада Союза и огульной критики прошлого.
К тому же, возможно, это результат активного идеологического воздействия Администрации Президента РФ по конструированию представлений о принадлежности к общей идентичности граждан России и солидарности.
Как известно, борьба за номинацию, за наименование признается в современном мире одним из важных ресурсов, способных обеспечить социальное доминирование.
Президентский дискурс в этом отношении —
важный1 1 Российская идентичность в условиях трансформаций / отв.
ред.
М.К.
Горшков, Н.Е.
Тихонова.
М., 2005.

С.
42.
[стр. 37]

37 процессов Института социологии в 2002 г.
солидаризовались с образом «мы–Россияне» (63%)1 .
Институт комплексных социальных исследований, проводивший исследования по всероссийской выборке в 2004 г., фиксировал российскую идентичность у 45,4% жителей мегаполисов и 51,4% в провинции2 .
Данные могут несколько расходиться в зависимости от формулировки вопроса.
Согласно последнему исследованию по проекту РМЭЗ (RLMS)3 , где по нашей просьбе была дана формулировка «мы-идентификаций», использованная Е.Н.
Даниловой – В.А.
Ядовым и примененная в опросах в проекте «Будущее России», «гражданами России» ощущали себя «часто» и «иногда» 65% (68% горожан и 59 – жителей села).
Данные исследований, проведенные МИОНами, в рамках данного проекта позволили уточнить результаты, полученные ранее и расширить сложившиеся здесь представления на происходящие процессы интеграции.
По данным опросов МИОНов гражданами России ощущали себя от 95 – 90% жителей Свердловской, Томской, Воронежской областей до 82—77% в Саратовской, Калининградской областях, Приморье (всего по массиву опрошенных более 80%).
При этом свыше половины респондентов присоединились к тем, кто ощущает себя гражданами России в значительной степени.
Отметим также, что впервые наше исследование показало, что региональная идентичность в целом оказалась не выше российской.
В Калининграде россиянами и жителями города, области считает себя одинаковая доля населения (77%), в Воронежской, Томской областях и, что примечательно, в Приморье российская идентичность даже чуть значительнее региональной.
В Приморье, например, в
значительной степени ощущают себя россиянами 57%, а земляками, жителями локальностей, области39%.
Но именно относительно этого региона досужие политики высказывают опасения дистанцирования.

В отличие от данных опросов 90-х годов и начала 2000-х гражданская идентичность теперь оказалась более значимой, чем этнонациональная идентичность (в массиве опрошенных доминирующее большинство — русские).
Людей, которые не ощущают близости с людьми своей национальности, немного (от 9 до 26—27% — Томск, Калининград, где, возможно, в массив опрошенных попало больше маргиналов), но важно, что тех, кто в значительной степени ощущает связь с людьми той же национальности, было по регионам не более
трети4 .
Это, скорее всего, дает основания говорить о преодолении кризисных элементов в российском и русском самосознании.
Безусловно, сильная национальная (в значении «государственная») идентичность тоже может быть тревожным симптомом, возможно, назревающих изоляционистских настроений.
Но на данном этапе это, скорее всего, компенсаторное изменение в самосознании российских граждан после переживания распада Союза и огульной критики прошлого.
К тому же, возможно, это результат активного идеологического воздействия Администрации Президента РФ по конструированию представлений о принадлежности к общей идентичности граждан России и солидарности.
Как известно, борьба за номинацию, за наименование признается в современном мире одним из важных ресурсов, способных обеспечить социальное доминирование.
Президентский дискурс в этом отношении
– важный стимулятор формирования «образа мы», транслируемый при помощи образования, СМИ (слова, как заметил П.
Бурдье, «в значительной мере делают вещи»)5 .
1 Данилова Е.
Н.
Через призму социальных идентификаций // Россия реформирующаяся.
Отв.
ред.
Л.М.
Дробижева.
М., 2005.
С.
226.
2 Российская идентичность в условиях трансформаций.
Отв.
ред.М.К.
Горшков, Н.Е.
Тихонова.
М., 2005.

3 Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения проводится Институтом социологии совместно с Ун-том Сев.
Каролины (США) и Институтом питания РАМН.
Рук.
с российской стороны П.М.
Козырева, М.С.
Косолапов.
4 Только в Свердловской области их больше, что связано, видимо, с повышенной русскостью, стимулируемой высоким притоком мигрантов и в целом более высокой идентификацией по другим критериям (например, здесь и российскость самая высокая – 95 %, и людей, идентифицирующих себя с европейскими ценностями, – 57 % при 36 % по массиву в среднем).
5 Бурдье П.
практический смысл.
М., 2001.
С.
111—112.

[Back]