Проверяемый текст
[стр. 113]

113 стимулятор формирования «образа мы», транслируемый при помощи образования, СМИ (слова, как заметил П.
Бурдье, «в значительной мере делают вещи»)1.
В Послании Президента Федеральному Собранию в 2005 г.
пять раз использовался конструкт «нация» в значении государственной общности, коллективное имя собственное «граждане России», «российский народ».
При построении предложения 34 раза использовалось слово «мы», притяжательное местоимение «наш» —58 раз.
Важным смысловым конструктом была дихотомия «мы —они».
В роли «они» были и террористы, и олигархические группировки, и коррупционеры.
Например: «Целостность страны оказалась нарушенной террористической интервенцией», «олигархические группировки...

обслуживают исключительно собственные интересы», «российское общество воспринимает судебную систему как коррумпированную».
Конструируется образ: «Россия была, есть и, конечно, будет, крупнейшей европейской нацией», «Цивилизаторская миссия российской нации на Европейском континенте должна быть продолжена»12.
В Послании Федеральному Собранию 2007 г.

Президент говорил, что «используя...
все самое современное, все самое новое...
мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю...

Только в этом случае нас ждет успех».
И далее: «Подавляющее большинство граждан страны», по мнению Президента, мы должны сделать «реальными соучастниками общего созидательного процесса».
Граждане должны «гордиться своей страной», «каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой
государства»3.
Естественно, не все читали Президентские Послания, но их транслируют по радио и ТВ, они выходят в публичную, образовательную
1Бурдье П.
практический смысл.
М., 2001.
С.
111-112.
2ІІКЬ: ЬКр://\ѵѵлѵ.кгеш1іп.ги/Іех1/аррсагя/2005/04/87040.?і1і[т1 31)КЬ: Ьі(р://\ѵѵАѵ.кгстПп.ги/ісхІ/аррсагз/2007/04/125401,5ІКт1
[стр. 38]

38 В Послании Президента Федеральному Собранию в 2005 г.
пять раз использовался конструкт «нация» в значении государственной общности, коллективное имя собственное «граждане России», «российский народ».
При построении предложения 34 раза использовалось слово «мы», притяжательное местоимение «наш» — 58 раз.
Важным смысловым конструктом была дихотомия «мы — они».
В роли «они» были и террористы, и олигархические группировки, и коррупционеры.
Например: «Целостность страны оказалась нарушенной террористической интервенцией», «олигархические группировки
обслуживают исключительно собственные интересы», «российское общество воспринимает судебную систему как коррумпированную».
Конструируется образ: «Россия была, есть и, конечно, будет, крупнейшей европейской нацией», «Цивилизаторская миссия российской нации на Европейском континенте должна быть продолжена»1 .
В Послании Федеральному Собранию 2007 г.

– «Используя … все самое современное, все самое новое… мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю … Только в этом случае нас ждет успех».
«Подавляющее большинство граждан страны», — говорил Президент, — мы должны сделать «реальными соучастниками общего созидательного процесса».
Граждане должны «гордиться своей страной», «каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой
государства»2 .
Естественно, не все читали Президентские Послания, но их транслируют по радио и ТВ, они выходят в публичную, образовательную
сферу, заявляются авторитетами, формируя представления.
А «если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям», как принято говорить в гуманитарной среде (теорема Томаса).
Очевидно, что российская идентичность становится реальной.
Проблема для определения будущего России – какой будет эта идентичность.
Ассоциируя себя с гражданами России, как показывает глубинное интервьюирование, респонденты часто имеют в виду государство, а не гражданство как сообщество.
В устоявшихся демократиях граждане – это политическая нация, сообщество, а государство – институты, служащие этому сообществу.
В истории нашей страны институты власти были распорядителями судеб людей.
Многие политики, ученые отмечали особую роль государства в нашей стране как инициатора модернизационных перемен.
Однако в постсоветское время ситуация стала меняться, специалисты утверждают, что гражданское общество у нас еще только формируется.
С чем же тогда люди могут ассоциироваться в государстве? Конечно, у нас государственная гражданская идентичность совмещается.
Тем не менее раз гражданское общество все формируется, важно было определить масштабы и направления этого процесса через самоопределения, идентификацию.
Поэтому в программу интервью был введен вопрос о том, что значит «быть россиянином».
Одним из вариантов ответа было – «чувствовать ответственность за страну».
Важность этого для граждан отметили 88% по массиву, свыше 90% респондентов отметили это в Калининградской, Свердловской, Томской, Воронежской областях, свыше 80% — Саратовской области, Приморье3 .
Причем более 60% во всех регионах считали, что чувство ответственности — очень важная характеристика.
Удивительно, но до одного процента в целом по массиву совпали представления людей о том, что «важно быть российским патриотом, любить Россию».
Этого мнения придерживаются свыше 90% респондентов в Воронежской, Калининградской, Саратовской, Свердловской областях, около 80% и более в Приморье и Томской области.
Причем везде свыше 60% считают, что это очень важно.
1 http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml 2 http://www.kremlin.ru/text/appears/2007/04/125401.shtml 3 При возможных отклонениях по условиям выборки различия эти совсем небольшие и могут объясняться особенностями социального состава населения и условиями жизни.

[Back]