Проверяемый текст
Большева, Оксана Вадимовна; Социоструктурная взаимосвязь социального порядка и экономической стратификации в современной России (Диссертация 2006)
[стр. 38]

38 неравенства в социальном пространстве.
Меняются соотношение форм собственности, институты власти, происходит исчезновение одних групп и слоев, возникновение других, дробление третьих, изменение социальной роли и статуса четвертых и т.д.1 Отечественные социологи с учетом данных обстоятельств исследуют различные аспекты этой проблемы.
Здесь можно назвать работы
З.Т.
Голенковой, Д.Л.
Константиновского, В.В.
Локосова, Н.Е.
Тихоновой,
О.И.
Шкаратан, а также ряд коллективных монографий12.
Тем не менее многие аспекты данной научной проблемы еще ждут своего решения.
По мнению большинства социальных исследователей, в современном российском обществе наблюдается отчетливо выраженная тенденция к дезинтеграции социального пространства,
под
которой понимается «процесс и состояние распада общественного целого на части, разъединение элементов, некогда бывших объединенными, то есть процесс, противоположный социальной интеграции.
Наиболее частые формы дезинтеграции —распад или исчезновение общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм и чувства общих
интересов»3.
Диалектическая взаимосвязь процессов дезинтеграции и интеграции означает, что одни и те же факторы могут порождать как первый, так и второй процесс.

О.И.
Шкаратан полагает, что на процессы интеграции социальной структуры переходного российского общества влияют следующие группы факторов4: появление новых социальных общностей на 1Зубаревич Н.
Мифы и реалии пространственного неравенства /VОбщественные науки и современность.
2009.
№ I.
С.
38-53.
2См.: Голенкова З.Т.
Основные тенденции трансформации социальных неравенств // Россия: трансформирующееся общество.
М., 2001 ;
Локосов 13.13.
Трансформация российского общества.
М., 2002; Россия реформирующаяся.
М., 2002 ; Социальная стратификация российского общества.
М., 2003 ;
Тихонова Н.Е.
Феномен городской бедности в современной России.
М., 2003.

3Шкаратан О.И.
Социальная структура и социальная стратификация // Мир России.
2006.
Т.
XV.
№ 1.
С.
145-158.
4 См.: Шкаратан О.И.
Социальная структура и социальная стратификация // Мир России.
2006.
Т.
XV.
№ 1.
С.
158.
[стр. 60]

60 По мнению большинства социальных исследователей, в современном российском обществе наблюдается отчетливо выраженная тенденция к дезинтеграции социального пространства.
О деформации социальной структуры свидетельствует преобладание в ней малообеспеченных и неимущих слоев (57% и 20,2% соответственно), к которым относится более 3/4 населения России.
Одним из следствий такой социальной структуры является отчуждение низкодоходных групп населения от общества, рост недоверия к другим людям и общественным институтам, что негативно влияет на формирование норм и институционализацию нового социального порядка.
1.3.
Социоструктурные взаимосвязи экономической стратификации и социального порядка Большинство отечественных исследователей разделяют позицию, согласно которой социальная структура современного российского общества характеризуется крайней неустойчивостью как на уровне процессов, происходящих в социальных группах и между ними, так и на уровне осознания личностью своего места в системе общественной иерархии.
Так, авторы многочисленных публикаций по данной тематике отмечали еще несколько лет назад: «Идет активное размывание традиционных групп населения, становление новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, доходам, включенности во властные структуры, социальной самоидентификации.
В условиях трансформирующегося социума наблюдается процесс декомпозиции сложившейся в нем структуры, когда она распадается как бы на несколько относительно независимых друг от друга измерений.
Это означает, что изменение материального положения индивида не обязательно приводит к изменению его ниши в социально-профессиональной структуре, а измене

[стр.,84]

84 обоснованной политики по социальной реконструкции России, в силу чего такая реконструкция происходит стихийно, непоследовательно, даже иррационально.
Это подтверждают и исследования социальной структуры российского общества, проведенные в последние годы: они фиксируют ее крайнюю неустойчивость, аморфность, неопределенность.
Безусловно, такие тенденции, отражаясь в общественном сознании, рождают массовое ощущение несправедливости происходящего, что не может не дискредитировать политику реформ1.
Необходимо учитывать, что в сложном и противоречивом процессе общественных преобразований возникают новые формы социальной дифференциации, во многом изменяющие структуру и динамику жизнедеятельности людей, как на макроуровне, так и на уровне первичных социальнопроизводственных ячеек.
Формируется новая система отношений неравенства в социальном пространстве.
Меняются соотношение форм собственности, институты власти, происходит исчезновение одних групп и слоев, возникновение других, дробление третьих, изменение социальной роли и статуса четвертых и т.д.
Отечественные социологи с учетом данных обстоятельств исследуют различные аспекты этой проблемы.
Здесь можно назвать работы
3,Т.
Голенковой, Д.Л.
Константиновского, В.В.
Локосова, Н.Е.
Тихоновой,
а также ряд коллективных монографий12.
Тем не менее многие аспекты данной научной проблемы еще ждут своего решения.
По мнению большинства социальных исследователей, в современном российском обществе наблюдается отчетливо выраженная тенденция к дезинтеграции социального пространства.
Под
социальной дезинтеграцией понимается «процесс, и состояние распада общественного целого на части, 1Дылыюва Т.В.
Социальная справедливость и социальное неравенство в условиях современной России // Вестник РУДН.
Серия Социология.
2004.
№ 6-7.
С.
161-162.
2 См.: Голенкова З.Т.
Основные тенденции трансформации социальных неравенств / Россия: трансформирующееся общество.
М , 2001;
Констактиновский Д.Л.
Динамика неравенства.
М..
1999; .Покосов В.В.
Трансформация российского общества.
—М., 2002; Россия реформирующаяся.
М., 2002; Социальная стратификация российского общества.
М., 2003;
Социальное расслоение и социальная мобильность.
М., 1999; Тихонова Н.Е.
Феномен городской бедности в современной России.
М..
2003.


[стр.,85]

85 разъединение элементов, некогда бывших объединенными, т.е.
процесс, противоположный социальной интеграции.
Наиболее частые формы дезинтеграции — распад или исчезновение общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм и чувства общих
интересов»1.
Диалектическая взаимосвязь процессов дезинтеграции и интеграции означает, что одни и те же факторы могут порождать как первый, так и второй процесс.

З.Т.
Голенкова и Е.Д.
Игитхаиян полагают, что на процессы интеграции социальной структуры переходного российского общества влияют следующие группы факторов2: появление новых социальных общностей на базе различных форм собственности (различные слои наемных работников, работников смешанных и совместных предприятий, а также представители новой буржуазии и бюрократии, бизнесмены, свободные профессионалы), консолидация работников отдельных отраслей экономики и секторов профессиональной структуры, возникновение новых видов социальных общностей в системе властных отношений, появление социальных групп, различающихся уровнем материального благополучия.
Так, например, социологическое исследование, проведенное еще в конце 1997 г.
в Краснодаре среди 520 респондентов, позволило его авторам выявить основные факторы, которые, по мнению опрошенных, определяют социальную стратификацию современного российского общества (см.
табл.
I)3.
Таблица 1 И ер ар х и я ф ак то р о п , о п ределяю щ и х со ц и ал ь н о е р ассл о ен и е общ естоа Ф акторы расслоения Ранг % к числу опрош енных Властъ 1 91,3 Д оход 2 91,2 С обственность 3 .
64,8 1Голенкова З.Т., Ипггханян Е.Д.
Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования.
1999.
№ 9.
С.
23.
2 См.: там же.
С.
27-28.
’ См.: там же.
С.
27.

[Back]